«100 великих сериалов XXI века»: объясняем, какого черта в список попал «Физрук»

Обсудить0

Эпохальный спецпроект Кинопоиска «100 великих сериалов XXI века» теперь доступен в виде книги! Это его расширенная версия: в сборник вошли материалы о будущем и прошлом сериалов, разборы стиля и политики отдельных создателей контента и, разумеется, результаты огромного опроса критиков и ключевых фигур индустрии, которые рассказывают о сотне своих любимых шоу. Некоторые тексты публиковались на сайте, некоторые написаны специально для этого издания. Один из них — эссе Лидии Масловой о сериале «Физрук», попадание которого в список всколыхнуло широкую общественность. В честь выхода книги мы поговорили с Лидией о кино и литературе, ненужности экранизаций и непонятом «Физруке».

Кто такая Лидия Маслова

Лидия Маслова — легенда российской кинокритики, проработавшая в газете «Коммерсантъ» в ее лучшие годы (1998–2015) и во многом определившая едкий стиль этого медиа вообще и полосы «Культура» в частности.

Она изобрела неповторимый формат критического высказывания — рецензию-фельетон, жанр одновременно демократичный, близкий к застольному пересказу фильма с комментариями и располагающий к интеллектуальному метаюмору. Именно поэтому Лидия — любимый кинокритик российских кинокритиков.

Однако уникальность таланта этого любимого в том числе и редакцией автора состоит также в том, что за внешней легковесностью и иронией ее заметок стоят мощный теоретический бэкграунд и феноменальная эрудиция. Маслова была научным сотрудником НИИ киноискусства, участвовала в создании огромный энциклопедии отечественного кино «Сеанса» и публиковала там, а также в легендарных «Афише», «Большом городе» и Openspace.ru строгую аналитику. За острый ум и дерзкий слог Лидию боялась и ненавидела половина наших режиссеров и продюсеров, пока она не ушла из «Коммерсанта» и не избавилась от служебной необходимости знакомиться со всеми порождениями российской киноиндустрии. Сейчас Маслова проживает в Петербурге и регулярно озаряет культурный ландшафт этого города статьями в издании «Фонтанка», а также иногда пишет для медиа Кинопоиска.

Блиц: Маслова — про литературу, экранизации и «Физрука»

— Каким путем идет российский кинематограф и каким путем идет российская проза? Есть ли сходства в их развитии или они абсолютно автономны?

— Я не очень люблю обобщать, поэтому мне трудно свести все к какому-то одному пути. Мне кажется, один автор идет своим путем, другой — своим. Поскольку кино, в отличие от литературы, — это прежде всего бизнес и индустрия, то логично предположить, что оно движется в сторону бабла. А бабло можно найти на самых разных тропинках. Вот, например, в текущем году король коммерческого кинематографа Клим Шипенко отправился в космос, а король артхауса Борис Хлебников, наоборот, погрузился в морскую пучину. Или, допустим, создатели фильма «Чебурашка» ткнули пальцем в небо и внезапно попали в золотую жилу. Теперь ее будет разрабатывать Сарик Андреасян, который купил права на другое советское наследие — «Простоквашино». А что у него получится и прольется ли на него такой же золотой дождь, как на «Чебурашку», невозможно предсказать.

«Чебурашка»

Если задаться целью искать аналогии между процессами в кино и литературе, можно их найти. Но мне это не очень интересно, я вообще не люблю выявлять тенденции. Мне кажется, в литературе у всех тоже все по-разному. Скажем, Виктор Олегович Пелевин идет надмирным путем, а Александр Евгеньевич Цыпкин, совершенно наоборот, идет путем предельно мирским.

    — Какие книги современных российских авторов вы предложили бы экранизировать?

    — Я бы вообще запретила экранизации. Любые. Но поскольку это не в моей власти, то тогда пусть будет экранизирована «Мифогенная любовь каст» Ануфриева и Пепперштейна. Она, правда, уже существует в виде комикса, но и кинематограф ей не повредит, тем более при современном развитии технологий.

    — Есть ли современная книга, которая поразила вас так же, как поразил «Физрук»?

    — Я не могу сказать, что «Физрук» меня поразил. Он меня порадовал и как-то согрел, что ли, сходством жизненной ситуации героя с моей собственной. Всегда же приятно смотреть и читать про себя. Недавно я обнаружила поразительное сходство с обстоятельствами своей жизни в романе Антона Секисова «Бог тревоги». Там один литератор переезжает из Москвы в Петербург и вскоре узнает из «Википедии» дату своей смерти — я вот ее тоже знаю оттуда же с 2018 года.

    Роман «Бог тревоги»

    — Для книги «100 великих сериалов XXI века» вы пересматривали всего «Физрука». Как смотрится сериал почти десятилетней давности сейчас?

    — Я «Физрука» не воспринимаю как сериал десятилетней давности. Я часто смотрю телевизор в рандомном режиме и периодически натыкаюсь на «Физрука» на канале ТНТ-4, он как бы все время незримо со мной. И в этот раз тоже: как только я вставила флешку в DVD-проигрыватель и включила телевизор, выяснилось, что канал ТНТ-4 снова крутит «Физрука». Но они, правда, обычно показывают первые два сезона, поэтому для третьего и четвертого я себе специально организовала торжественные обстоятельства: встреча с «Физруком» — для меня всегда праздник. Я выделила под это мероприятие несколько уик-эндов, готовилась морально, покупала бутылочку шампанского, заказывала доставку роллов «Победный» — в общем, в максимально нарядной обстановке все это проходило. Ну, и с пачкой носовых платков для вытирания слез и соплей, которые у меня обычно вызывает судьба героя.

    — Как вы думаете, почему попадание «Физрука» в топ-100 лучших сериалов вызвало такую бурную и по большей части негативную реакцию читателей Кинопоиска? Почему критики любят его больше, чем зрители?

    — Мне как дипломированному социологу кажется опрометчивым делать далеко идущие выводы о народной любви или нелюбви по комментариям пользователей того или иного ресурса. Не хочется опять же обобщать, но у меня есть подозрение, что вообще комментировать что бы то ни было склонны люди определенного психоэмоционального склада, которые представляют только часть аудитории. Раньше они писали письма в газету «Правда», теперь им стало значительно легче выплескивать свои неврозы в ноосферу — не надо покупать конверт и марку.

    «Физрук»

    Но в целом я понимаю людей, которым герой «Физрука» абсолютно несимпатичен. Честно говоря, он и правда малоприятный человек, если ты не можешь с ним идентифицироваться. А с какой стати современные молодые люди, у которых в жизни все офигенно, должны идентифицироваться с дядей Фомой, лузером и аутсайдером?

    Читайте «100 великих сериалов XXI века» в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.


    Авторы: Василий Корецкий, Кристина Ятковская

    Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
    В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
    Режиссер:Александр Назаров
    Уже в подписке

    Смотрите также

    Сегодня0
    Вчера4
    19 ноября2
    14 ноября13

    Главное сегодня

    Сегодня3
    Сегодня2
    Вчера3
    Сегодня0
    Сегодня0
    Вчера5
    Вчера7
    Комментарии
    Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации