Эпохальный спецпроект Кинопоиска «100 великих сериалов XXI века» теперь доступен в виде книги! Это его расширенная версия: в сборник вошли материалы о будущем и прошлом сериалов, разборы стиля и политики отдельных создателей контента и, разумеется, результаты огромного опроса критиков и ключевых фигур индустрии, которые рассказывают о сотне своих любимых шоу. Некоторые тексты публиковались на сайте, некоторые написаны специально для этого издания. Один из них — эссе Лидии Масловой о сериале «Физрук», попадание которого в список всколыхнуло широкую общественность. В честь выхода книги мы поговорили с Лидией о кино и литературе, ненужности экранизаций и непонятом «Физруке».
Кто такая Лидия Маслова
Лидия Маслова — легенда российской кинокритики, проработавшая в газете «Коммерсантъ» в ее лучшие годы (1998–2015) и во многом определившая едкий стиль этого медиа вообще и полосы «Культура» в частности.
Однако уникальность таланта этого любимого в том числе и редакцией автора состоит также в том, что за внешней легковесностью и иронией ее заметок стоят мощный теоретический бэкграунд и феноменальная эрудиция. Маслова была научным сотрудником НИИ киноискусства, участвовала в создании огромный энциклопедии отечественного кино «Сеанса» и публиковала там, а также в легендарных «Афише», «Большом городе» и Openspace.ru строгую аналитику. За острый ум и дерзкий слог Лидию боялась и ненавидела половина наших режиссеров и продюсеров, пока она не ушла из «Коммерсанта» и не избавилась от служебной необходимости знакомиться со всеми порождениями российской киноиндустрии. Сейчас Маслова проживает в Петербурге и регулярно озаряет культурный ландшафт этого города статьями в издании «Фонтанка», а также иногда пишет для медиа Кинопоиска.
Блиц: Маслова — про литературу, экранизации и «Физрука»
— Каким путем идет российский кинематограф и каким путем идет российская проза? Есть ли сходства в их развитии или они абсолютно автономны?
— Я не очень люблю обобщать, поэтому мне трудно свести все к какому-то одному пути. Мне кажется, один автор идет своим путем, другой — своим. Поскольку кино, в отличие от литературы, — это прежде всего бизнес и индустрия, то логично предположить, что оно движется в сторону бабла. А бабло можно найти на самых разных тропинках. Вот, например, в текущем году король коммерческого кинематографа Клим Шипенко отправился в космос, а король артхауса Борис Хлебников, наоборот, погрузился в морскую пучину. Или, допустим, создатели фильма «Чебурашка» ткнули пальцем в небо и внезапно попали в золотую жилу. Теперь ее будет разрабатывать Сарик Андреасян, который купил права на другое советское наследие — «Простоквашино». А что у него получится и прольется ли на него такой же золотой дождь, как на «Чебурашку», невозможно предсказать.
Если задаться целью искать аналогии между процессами в кино и литературе, можно их найти. Но мне это не очень интересно, я вообще не люблю выявлять тенденции. Мне кажется, в литературе у всех тоже все по-разному. Скажем, Виктор Олегович Пелевин идет надмирным путем, а Александр Евгеньевич Цыпкин, совершенно наоборот, идет путем предельно мирским.
— Какие книги современных российских авторов вы предложили бы экранизировать?
— Я бы вообще запретила экранизации. Любые. Но поскольку это не в моей власти, то тогда пусть будет экранизирована «Мифогенная любовь каст» Ануфриева и Пепперштейна. Она, правда, уже существует в виде комикса, но и кинематограф ей не повредит, тем более при современном развитии технологий.
— Есть ли современная книга, которая поразила вас так же, как поразил «Физрук»?
— Я не могу сказать, что «Физрук» меня поразил. Он меня порадовал и как-то согрел, что ли, сходством жизненной ситуации героя с моей собственной. Всегда же приятно смотреть и читать про себя. Недавно я обнаружила поразительное сходство с обстоятельствами своей жизни в романе Антона Секисова «Бог тревоги». Там один литератор переезжает из Москвы в Петербург и вскоре узнает из «Википедии» дату своей смерти — я вот ее тоже знаю оттуда же с 2018 года.
— Для книги «100 великих сериалов XXI века» вы пересматривали всего «Физрука». Как смотрится сериал почти десятилетней давности сейчас?
— Я «Физрука» не воспринимаю как сериал десятилетней давности. Я часто смотрю телевизор в рандомном режиме и периодически натыкаюсь на «Физрука» на канале ТНТ-4, он как бы все время незримо со мной. И в этот раз тоже: как только я вставила флешку в DVD-проигрыватель и включила телевизор, выяснилось, что канал ТНТ-4 снова крутит «Физрука». Но они, правда, обычно показывают первые два сезона, поэтому для третьего и четвертого я себе специально организовала торжественные обстоятельства: встреча с «Физруком» — для меня всегда праздник. Я выделила под это мероприятие несколько уик-эндов, готовилась морально, покупала бутылочку шампанского, заказывала доставку роллов «Победный» — в общем, в максимально нарядной обстановке все это проходило. Ну, и с пачкой носовых платков для вытирания слез и соплей, которые у меня обычно вызывает судьба героя.
— Как вы думаете, почему попадание «Физрука» в топ-100 лучших сериалов вызвало такую бурную и по большей части негативную реакцию читателей Кинопоиска? Почему критики любят его больше, чем зрители?
— Мне как дипломированному социологу кажется опрометчивым делать далеко идущие выводы о народной любви или нелюбви по комментариям пользователей того или иного ресурса. Не хочется опять же обобщать, но у меня есть подозрение, что вообще комментировать что бы то ни было склонны люди определенного психоэмоционального склада, которые представляют только часть аудитории. Раньше они писали письма в газету «Правда», теперь им стало значительно легче выплескивать свои неврозы в ноосферу — не надо покупать конверт и марку.
Но в целом я понимаю людей, которым герой «Физрука» абсолютно несимпатичен. Честно говоря, он и правда малоприятный человек, если ты не можешь с ним идентифицироваться. А с какой стати современные молодые люди, у которых в жизни все офигенно, должны идентифицироваться с дядей Фомой, лузером и аутсайдером?
Читайте «100 великих сериалов XXI века» в Букмейте! Промокод KINOPOISKMEDIA для новых пользователей.
Авторы: Василий Корецкий, Кристина Ятковская