«Прошлые жизни»: нежная драма о побочных эффектах эмиграции с Тео Ю из «Лета»

Обсудить0

На Кинопоиске вышел фильм, ставший одним из главных фестивальных открытий прошедшей зимы, — автофикшен о писательнице, которая, эмигрировав из Сеула в Нью-Йорк, сохранила связь со своим уже почти призрачным прошлым. Одну из трех главных ролей в фильме сыграл Тео Ю, знакомый российским зрителям по роли Виктора Цоя в фильме Кирилла Серебренникова.

Ксения Реутова

Кинокритик, ведущая подкаста «Покалигарим»

В оживленном нью-йоркском баре женщина азиатской внешности (Грета Ли) ведет беседу с двумя спутниками: по правую руку от нее сидит мужчина-азиат (Тео Ю), по левую — белый американец (Джон Магаро). Пока камера внимательно разглядывает эту троицу, закадровые голоса, принадлежащие другим посетителям, пытаются угадать, кем приходятся друг другу эти люди. Возможно, азиаты — брат и сестра? Муж и жена? Туристы? А третий собеседник — их гид? Или все наоборот и женщина замужем за американцем? Но тогда почему он кажется отстраненным и будто выключенным из разговора? Ответы на эти вопросы найдутся в следующие полтора часа.

В том, что главную героиню фильма не сразу называют по имени, есть своя логика. В детстве она жила в Сеуле, где ее звали На Ён. Она была одной из лучших учениц местной школы, хотя иногда уступала лидерство однокласснику Хэ Сону, в которого была влюблена. Когда На Ён исполнилось двенадцать, ее родители решили переехать в Канаду. Перед отъездом мама устроила дочери и Хэ Сону настоящее свидание, первое в жизни девочки. Спустя еще 12 лет бывшие одноклассники нашли друг друга в социальных сетях. Оказалось, что он до сих пор в Корее, а вот она взяла себе новое имя — Нора — и перебралась в Нью-Йорк, чтобы стать писательницей. Дальше будут долгие разговоры по скайпу, ее замужество, его отношения с другой женщиной, а потом внезапная встреча, с фрагмента которой и начинается картина.

Режиссерский дебют Селин Сон основан на ее личной истории. Она тоже родилась в Корее, эмигрировала с семьей в Канаду, переехала оттуда в США и вышла замуж за коллегу-писателя. У нее тоже был друг детства, который однажды приехал повидать ее в Нью-Йорк. Они тоже ходили втроем в бар. Первая сцена фильма вдохновлена этим необычным рандеву: Сон видела, с каким любопытством разглядывали их соседи, пытаясь понять, любовный это треугольник, деловой или просто дружеский.

Главный сюрприз «Прошлых жизней» заключается в том, что никакого треугольника в привычном понимании этого слова тут нет вовсе: в открывающей сцене персонажи не зря сидят перед камерой на одной линии, а не друг напротив друга. Это кино не о противостоянии, героине не нужно выбирать между двумя мужчинами. Корейский бойфренд из далекого прошлого не станет соперником бородатому американскому интеллектуалу.

Тео Ю, Грета Ли и Джон Магаро

На первый план в фильме выходят не любовные страсти, а тема миграции и ее последствий в человеческой жизни. Взрослая Нора не может не задаваться вопросом, как сложилась бы ее судьба, останься она в Сеуле. Часть ее, собственно, там и осталась — в этих узких переулках с цветными лесенками, в парке скульптур, где проходило свидание с Хэ Соном, в разговорах на частично утраченном языке, который давно не кажется родным. Муж Артур, прекрасно понимая состояние жены, со светлой печалью размышляет о том, что в ее сознании навсегда сохранится пространство, к которому у него не будет ни ключа, ни доступа.

Во всем этом есть что-то от популярного нынче в блокбастерах концепта мультивселенной. После любого сложного выбора (и речь уже не только о миграции) рождается саднящее «что если?..», какая-то альтернативная призрачная реальность, непрожитая жизнь, о которой можно и, наверное, даже нужно иногда грустить. Фильм Сон — кропотливое, точное и деликатное исследование этой меланхолии несбывшегося, этой тоски по тому, что утрачивается с каждым новым шагом, с каждым принятым решением.

Учитывая количество действующих лиц и бэкграунд режиссерки (до перехода в кино Селин Сон писала и ставила пьесы), можно предположить, что фильм получился театральным. Но ничего подобного, история на экране разворачивается так легко и естественно, будто камера каждый раз выхватывает героев из обычного потока ежедневной рутины. Это касается и городских съемок: в американском кино давно не было такого уютного и теплого во всех отношениях Нью-Йорка. Здесь все пропитано нежностью, персонажи не ругаются, не повышают друг на друга голос, в каждой их реплике столько искренности и любви, что ее хватило бы для того, чтоб заново наполнить Гудзон.

Грета Ли и Тео Ю

Театральное прошлое Сон выдает разве что работа с актерами. Каждый из троих строит образ своего героя на полутонах, на тончайших нюансах. Когда Грета Ли улыбается, где-то в уголках ее губ угадывается грусть. Когда Джон Магаро (между прочим, сам женатый на американке с корейскими корнями) смотрит на экранную жену, обожание в его взгляде, кажется, делает кадр светлее.

Но лучше всех Тео Ю, он же Хэ Сон — молчаливый интроверт, «корейский кореец», как определяет его Нора; человек, бережно пронесший чувство из детства во взрослую жизнь. Его игра впечатляет еще и потому, что биография актера совсем не совпадает с биографией персонажа: Ю, российской публике известный как Виктор Цой из «Лета» Кирилла Серебренникова, вырос не в Корее, а в Германии.

Плавное, без резких сюжетных скачков, действие позволяет Сон тихо, вполголоса проговорить вещи, о которых другие авторы часто предпочитают кричать. Во время первой встречи Нора объясняет будущему мужу суть корейского понятия inyeon. Оно с трудом переводится на другие языки и означает особую неразрывную связь, которую человеческие души сохраняют на протяжении всех своих перевоплощений — например, соприкосновение в толпе в настоящем может быть кульминацией событий, случившихся за тысячи лет до этого. Меланхолия фильма отчасти связана как раз с отказом героини от этого призрачного обещания вселенской гармонии ради конкретного счастья прямо сейчас. Сон парадоксальным образом выворачивает наизнанку западную концепцию выбора: ради достижения конкретной цели героине нужно отказаться не от других альтернативных вариантов своего будущего, а от прошлого. Грустная и предельно точная метафора не только эмиграции, но всей современной жизни.

Впервые материал вышел в августе 2023 года и перевыпущен в связи с выходом фильма на Кинопоиске. 

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

27 декабря 20226
16 марта 20234
14 апреля 20231
12 июля 201940

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
17 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации