Новые Корээда и Альмодовар, «Люди Икс» под Кафкой и другие открытия фестиваля

Обсудить0

Текст не предназначен для читателей младше 18 лет.

Неожиданные открытия и маленькие шедевры уже появились в каннской программе, но только не конкурсной! Корээда снимает свой собственный «Расёмон» про школу, француз Тома Кайе («Истребители») — хоррор об эпидемии превращений людей в животных (это не метафора), а американский дебютант, прежде работавший оператором у братьев Сэфди и Алекса Росса Перри, смотрит на американцев ошалевшими глазами маленькой беглянки, удравшей со школьной экскурсии.

Основной конкурс


«Монстр»

Реж. Хирокадзу Корээда

Школьник лет двенадцати начинает вести себя странно; обеспокоенная мама — молодая вдова, работающая в химчистке — идет разбираться в школу. Действительно ли его унижал и даже бил учитель, как он говорит? Какую роль в этой истории играет его одноклассник — очаровательный беззащитный мальчик из трудной, тоже неполной семьи, вечный объект насмешек? Что, в конце концов, скрывает немногословная директриса?

Едва ли найдется критик, который удержится, описывая фильм Хирокадзу Корээды, каннского завсегдатая и лауреата, от упоминания «Расёмона» его соотечественника Куросавы: здесь одни и те же события (иногда одни и те же сцены) тоже последовательно представлены с разных точек зрения — матери, учителя и детей. Они не только противоречат друг другу, но и дополняют — автор словно наводит резкость. И при корректировке оптики меняется не только «правда», но и интонация, даже жанр.

Мрачная история про травмированного психологически, а то и физически ребенка превращается в социальную сатиру о среднем образовании, а потом оказывается и вовсе чем-то третьим — светлым сюжетом о первой дружбе (или любви), напоминающим не только прошлогодний каннский хит «Близко», но моментами и классику вроде «Останься со мной». Плачущее фортепиано — последний саундтрек великого Рюити Сакамото. Что-то в этом фильме явно теряется при переводе, и кое-где Корээда, кажется, немного запутывается в собственных хитросплетениях, но мастерство и подкупающее спокойное человеколюбие режиссера сомнений не вызывают. С. З.

«Особый взгляд»


«Царство животных»

Реж. Тома Кайе

Появилась новая болезнь: отдельные люди начали мутировать в животных, постепенно превращаясь в гротескных существ с жабрами, перьями или клыками. Повар Франсуа (Ромен Дюрис) и его сын-старшеклассник Эмиль (Поль Киршер) лишились таким образом жены и матери — та стала безмолвным волосатым чудищем, заточенным в специальную клинику. Когда ее отправляют в филиал на юге Франции, Франсуа с Эмилем едут следом, причем последний вскоре замечает, что у него растут когти.

Вполне вероятно, будущий хит французского проката, а то и материал для голливудского ремейка. Впрочем, режиссер Тома Кайе сам, конечно же, вдохновлялся американским кино. Особенно в этой истории про семейный кризис на фоне фантастических катаклизмов заметно влияние Спилберга. Это на удивление качественно и уверенно сделанная работа, даже в области спецэффектов, хотя бюджет явно не был космическим. Разные уровни сюжета (боди-хоррор в духе восьмидесятнических фильмов про оборотней, социально-экологическая метафора а-ля «Люди Икс», роман взросления, даже комедия) слеплены довольно гармонично. Обидно недоработанной выглядит разве что линия Адели Экзаркопулос, играющей жандарма из Сен-Тропе. Зато, например, звезда «Синонимов» Том Мерсье водит клювом в эффектной роли человека-птицы. С. З.

«Двухнедельник режиссеров»


«Милый Восток»

Реж. Шон Прайс Уильямс

Лиллиан (Талия Райдер), девушка из глубинки, во время школьной экскурсии в Вашингтон отбивается от группы идиотов-одноклассников и пускается в собственное эзотерическое путешествие по американскому Восточному побережью.

Это режиссерский дебют Шона Прайса Уильямса — отличного инди-кинооператора, постоянно работающего с Алексом Россом Перри (он продюсер фильма), а также снявшего, например, «Хорошее время» братьев Сэфди. Если попытаться определить жанр «Востока», это будет, наверное, политическая комедия. Лиллиан, представительница «белого отребья», хамелеоном проникает в разные идеологические группы Америки-2023. Современный Зелиг, сегодня она дружит с панками-антифа, завтра с ультраправыми, послезавтра снимается в кино у нью-йоркских хипстеров, а потом прячется в сарае у исламских радикалов.

В лучшей главе, слегка паразитирующей на фильме «Красная ракета», Саймон Рекс играет болтливого, но робкого профессора-нациста, предоставляющего героине стол, кров и постель. Как свойственно дебютантам-синефилам, Уильямса слегка заносит от вдруг открывшихся возможностей: тут и песня, и анимация, и слом четвертой стены, и чего только нет. И в целом фильм получился не столько про состояние Америки (как явно задумывался), сколько про то, что симпатичная белая девушка с хорошо подвешенным языком может делать в этой жизни практически все, что вздумается. Но эта бурлящая выдумкой, энергичная и часто очень смешная сказка как минимум не заставит скучать. С. З.

Специальный показ


«Странный образ жизни»

Реж. Педро Альмодовар

Сильва (Педро Паскаль) едет на лошади через пустыню, чтобы навестить своего друга-шерифа Джейка (Итан Хоук). Далее — месть, интрига и запретная любовь.

Альмодовар набросал пару страниц сценария «Странного образа жизни» еще три года назад, а затем выбросил его из головы, потому что часто любит писать просто так, ради удовольствия. Он вернулся к своей идее, когда Энтони Ваккарелло, креативный директор Saint Laurent, упомянул в разговоре, что Гаспар Ноэ снял для модного дома фильм.

Короткометражный «Образ жизни» напоминает удлиненный фешен-ролик, снятый в стиле классического вестерна с сексуальным напряжением. Все нужные элементы стиля Альмодовара тут на месте: и яркие цвета, и вино, и главные герои, меняющие обличье (каждого из них показывают и в нынешнем возрасте, и в молодости). Лучший отзыв на фильм дала Libération: «Снять 31 минуту вестерна и потратить деньги Saint Laurent Productions можно только ради того, чтобы показать на гигантском экране Итана Хоука крупным планом и голую задницу Педро Паскаля». Исчерпывающе! Увы, на обсуждении после показа фильма Паскаля не было. На этой неделе он приступил к съемкам в «Гладиаторе». К. Г.


Авторы: Станислав Зельвенский, Кира Голубева

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 июля 202347
16 мая 20238
16 мая 20238
28 августа 20196

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня5
Сегодня, 17:435
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации