«Армавир» Вадима Абдрашитова: наш «Титаник»

Обсудить0

Режиссер Вадим Абдрашитов скончался 12 февраля 2023 года. Свой последний фильм он снял ровно 20 лет назад. И все эти 20 лет Абдрашитов словно бы находился в тени постоянного автора всех снятых им историй — сценариста Александра Миндадзе, который сам ушел в режиссуру. Фигуре Миндадзе посвятила свою блестящую книгу Мария Кувшинова. Абдрашитов же так и остался в общем непонятым и недооцененным критикой. Хотя именно он снял один из самых страшных и масштабных советских фильмов-катастроф, ставший, по сути, метафорой социальной катастрофы (пост)советского человека.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

Фантасмагорическая история крушения круизного лайнера «Армавир» и последовавших за этой катастрофой странных и жутких событий стала одним из последних советских фильмов. «Армавир» задуман после 1986 года, когда потерпел крушение пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и утонули 423 человека. Сценарий написан в 1989-м, фильм вышел в 1990-м, в прокате появился в 1991-м. «Армавир» отмечает грандиозный тектонический разлом между позднесоветским и постсоветским; уже на следующем своем проекте, в «Пьесе для пассажира», Абдрашитов и Миндадзе столкнулись с типичной проблемой российского кино 1990-х — отсутствием денег; поиски финансирования заняли четыре года.

На «Армавире» подобных проблем не было. Группе выделили не только павильоны для сложных подводных съемок, но и два настоящих корабля. Пассажирский пароход «Федор Шаляпин» использовали для натурных съемок (в эпизоде затопления его даже смогли накренить на 30 градусов!), а для сцены собственно затопления использовали декорированный под круизный теплоход сухогруз. В распоряжении Миндадзе были сотни статистов и доступ ко всем материалам уголовного дела «Нахимова», откуда он почерпнул массу документально-криминальной фактуры. Например, помимо простых отдыхающих, на «Армавире» полно нелегалов без билетов, аферистов, профессиональных шулеров и воров, обчищающих каюты пассажиров.

Мария Строганова
Сергей Колтаков и Сергей Шакуров

Несмотря на небывалый размах, фильм был не понят ни зрителями, ни тогдашней критикой, оставшейся в полной растерянности. Причина такой реакции сегодня вполне очевидна: здесь дуэт Абдрашитова и Миндадзе достигает вершин своего метода, и каждый, двигаясь в своем направлении, вступает в противоречие с соавтором.

Миндадзе написал, как всегда, рваный, нервный сценарий — по сути, мистический триллер. Грань между кирзовой советской реальностью и призрачной потусторонностью дрогнула у него еще в «Параде планет», где метафорически убитые во время военных учений резервисты отправились в короткий отпуск по сказочным местам, сокрытым в российской глубинке («город женщин», «город стариков» и т. п.). В «Армавире» эта грань вовсе отсутствует. Мертвые выплывают из моря и, утратив память, возвращаются к живым, множатся двойники, все принимают друг друга за кого-то иного, время течет неравномерно, реальность осыпается как старая штукатурка.

Идеальную форму для подобного сюжета подберут только во второй половине нулевых, когда широкое распространение в арт-кино получит смазанная в рапиде съемка с рук, лихорадочный или ритмический монтаж, зародившийся в клипах и боевиках (см. режиссерский дебют Миндадзе, снятый Шандором Беркеши). Абдрашитов же снимал в основательной реалистической манере, показывая придуманных Миндадзе людей-призраков как советских граждан в естественной среде обитания. Результат столкновения формы и содержания сегодня производит сокрушительное впечатление.

Мария Строганова
Мария Строганова и Сергей Гармаш

О чем вообще был сценарий Миндазде? О том, как двое мужчин — бывших военных, ненавидящих друг друга и одновременно связанных почти мистической связью — разыскивают одну женщину, некую Марину, якобы бывшую на борту злополучного «Армавира», но спасшуюся. Один из них (герой Сергея Шакурова) вроде как капитан парохода, виновный в катастрофе (но это не точно). Он влюблен в Марину еще с ее детства — приметил соседскую девочку, когда служил в одной части со вторым, героем Сергея Колтакова. Сексуальность на грани перверсии вообще широко разлита в этой истории: персонаж Колтакова, ныне хромой вахтер с револьвером — отец Марины; он тоже привязан к ней маниакальной, совсем не отцовской любовью. Фоном всему этому идет массированная секс-революция: на борту, а после и на суше происходит какая-то непрерывная оргия, все спят со всеми, бегают по чужим каютам, воруя чужих жен и драгоценности, постоянно трясутся кусты ночного парка.

Третьим, периферийным героем становится неопрятный алкоголик в исполнении Сергея Гармаша. Именно ему в итоге достается выловленная из моря русалка Марина (забывшая все и сменившая имя на Ларису).

Все эти люди, по сути, не были людьми: в «Армавире» развивается постоянная тема Миндадзе — жизнь после смерти, инерционное движение по накатанной колее после катастрофы, уничтожившей прежний порядок вещей (Чернобыльская катастрофа — «В субботу», крушение самолета — в «Отрыве», Вторая мировая — в «Милом Хансе»). Современников в персонажах «Армавира» пугали и смущали пустота, отсутствие полноценных характеров, схематичность. Но они и были пустыми оболочками, ходячими мертвецами, двигающимися лишь благодаря своей невозможной, ненормальной страсти и стойкой памяти о прошлом.

Сергей Шакуров

Что сделал с этой экзистенциальной фантазией Абдрашитов? Дал призракам тело советского человека, пугающе-узнаваемого гражданина с двухдневной щетиной или усиками скобкой, в несвежей рубашке, дешевых сандалиях и с чекушкой водки в кармане мятого пиджака. И поместил этого человека в обстоятельства, немыслимые для официальной версии советского мира. Массовики-затейники в уродливых костюмах из нейлона тут становятся персонажами «Вампиров» (или «Ирмы Веп»), невыразительные мужики в пыльной одежде гонятся друг за другом сквозь людный пляж в длинной однокадровой сцене в духе Орсона Уэллса. Про гибель корабля вообще промолчим: тонны воды вливаются сквозь щели в дверях, люди сыплются за борт, гирлянды танцплощадки на палубе продолжают светить сквозь воду, те, кто не утонул, орут от отчаяния и ужаса в воздушных подушках внутри корабельных отсеков…

Эти жанровые вещи выглядят в кадре абсолютно по-советски, отчего все вместе производят ощущение тотального распада — не только стандартов и канонов советского кино, но и всего этого мира. Из трещин рушащейся империи лезут легионы бесов — подпольных воротил, безбилетных пассажиров, циркачей-оборотней, неуловимых подлецов, стремительно меняющих профессии и места жительства. Балерина может оказаться участницей ОПГ. Алкаш, живущий в сарае, стать прекрасным принцем в румынской рубашке. А капитан корабля — умереть бездомным на заснеженном полустанке. Так что звучащая в кульминации перекличка городов («Армавир!», «Воркута!», «Семипалатинск!») кажется сегодня не веселой игрой выживших и забывших трагедию, но хроникой распространения страшного разлома эпох и устоев. Сегодня здесь — завтра везде.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня0
Сегодня5
Вчера5
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
Вчера5
Сегодня0
Сегодня1
несколько секунд назад0
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации