«Маленький гигант большого секса»: как Николай Досталь снял простой советский «Декамерон»

Обсудить0

19 января ушел из жизни Николай Досталь — автор ключевых картин перестроечного кино («Облако-рай», «Шура и Просвирняк») и народного сериала нулевых («Штрафбат»). Как и многие режиссеры своего времени, Досталь не избежал экспериментов с жанром треш-комедии. Однако и тут он старался совместить низкое с высоким — да, фактически использовал в работе рецепт современного российского стримингового сериала.

Старик в кресле-каталке (Геннадий Хазанов, переозвученный голосом Льва Борисова) делится с выгуливающей его сексапильной сиделкой (Ирина Розанова) воспоминаниями о лихой молодости, говоря о себе в третьем лице. В бытность свою пляжным фотографом любвеобильный Марат не пропускал в своем родном Сухуме ни одной хорошенькой женщины. Он крутил романы с любовницей Берии, явление которого надолго лишило его мужской силы, с цирковой укротительницей змей, крановщицей и лилипуткой. Словно лермонтовский герой, он занимался сексом на вершине скалы, а еще в кабине обычного подъемного крана, снимал эротические фото сотрудниц закрытого НИИ прямо на рабочем месте и даже умудрился побывать на настоящей декадентской оргии в духе хорроров Жана Роллена.

«Эта картина — подарок для поклонников структурального анализа произведения искусства. С легкостью отталкиваясь от общего места о сексуальной подоплеке различных политических режимов, они могут провести занудную параллель с приключениями главного героя, определяя сталинский тоталитаризм как идеологию, порабощающую инстинкты. Хрущевскую оттепель проассоциировать как „лямур де труа“: он, она и удав», — издевался над фильмом рецензент в «Советском экране», намекая также на то, что картину творческий коллектив снял, не приходя в сознание после вечера в курортном ресторане.

Николай Карнаухов
Геннадий Хазанов

В чем-то автор того текста был прав: «Маленький гигант большого секса» так напичкан приметами своего времени, что, оставаясь не слишком важной картиной и в фильмографии Досталя, и вообще в корпусе перестроечного кино (кажется, это последний фильм того исторического периода — съемки шли как раз в тревожном августе 1991-го), он может послужить немаленькой энциклопедией эпохи и ее культурных трендов.

После 1986-го, когда стало можно и модно снимать на самые запретные прежде темы, на экраны СССР хлынул поток фильмов с мутными религиозно-мистическими видениями, умеренно лихие боевики и максимально фривольные комедии, от участия в которых не смогли уклониться и многие звезды: «Бабник» великого Анатолия Эйрамджана, «Мордашка» Андрея Разумовского, «Обнаженная в шляпе» Александра Полынникова и прочие фильмы, герои которых с шуткой-прибауткой покоряли женщин и частенько попадали впросак.

Александр Озеров и Геннадий Хазанов
Ирина Сабанова и Геннадий Хазанов

45-летний Николай Досталь планомерно разрабатывал авторскую нишу тревожно-лирического кино, облекавшего в разные метафоры идею невозможности бегства — от удушливо-тоталитарного совка («Шура и Просвирняк», «Облако-рай»), от себя («Коля — Перекати-поле»), от черта («Мелкий бес»). Но ловелас Марат совершенно не похож на других героев: он никуда не бежит, а просто отмеряет смену декад и эпох своим главным инструментом.

 Свою народную секс-комедию Досталь снял, взяв за основу пьесу по классическому рассказу Фазиля Искандера, незадолго до того поставленную в театре «Эрмитаж» (в ней вроде бы были все необходимые элементы его кино: Берия, литературный фундамент). Несмотря на благородный первоисточник и участие в рерайте пьесы самого Александра Бородянского, автора «Афони» и лучших фильмов Карена Шахназарова, из ироничной прозы Искандера получилась самая типичная перестроечная кринжатина с обилием пикантных ситуаций и голых телес. При этом Досталь, очевидно, старался: в фильме есть рискованный кастинг (это первая главная роль Хазанова) и непременная для всякой порядочной картины тех лет сцена в Нью-Йорке.

Геннадий Хазанов

Легкая эротика в фильме оттеняется мощной эрудицией режиссера: сцены с нарратором сняты в эстетском ч/б, многие мизансцены этих фрагментов явно подсмотрены у раннего Феллини. Упомянутая выше сцена с декадентской вечеринкой, куда попадает ходок с фотоаппаратом, сегодня напоминает французский хоррор категории Б, но, на самом деле, явно вдохновлена одновременно Висконти и Бунюэлем (чуть омраченными батареями сгущенки на заднем плане), а финал с едущей по ступеням приморской лестницы инвалидной коляской — очевидная пародия на Эйзенштейна.

Впрочем, все эти интеллигентные реверансы только вредят фильму, которому не хватило дикости и разгула, чтобы поразить постсоветского зрителя (рецензенты того времени использовали в его адрес обидные слова «манная каша»), тем более что при всех аллюзиях «Гигант» больше напоминает не тестостероновые комедии Феллини, а другое итальянское кино — дуболомные итальянские комедии 1970-х и 1980-х с названиями в духе «Жена в отпуске… любовница в городе». Кстати, несколько лет спустя Хазанов вновь снимется у Досталя — в комедии «Полицейские и воры», уже настоящем ремейке итальянской комедии.

И именно этот жанр оказался самым живучим на постсоветском пространстве. Сегодня экранизацию «О, Марат!» легко представить себе на российском стриминге в виде сериала-процедурала: немножко сталинского ретро, немного хрущевской эротики и незатейливый юмор, «современное переосмысление классики», в роли неостановимого донжуана — звезда «ТикТока».


Автор: Дмитрий Карпюк

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

26 сентября32
26 сентября47
16 июля4
19 мая3

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
12 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации