«Стыд»: Бергман приговаривает столичную интеллигенцию, до того как это стало мейнстримом

Обсудить0

Это жуткое и по-прежнему актуальное кино демонстрирует ту стремительную легкость, с которой тонкий налет цивилизации слетает с людей от грома пушек. В рубрике, посвященной старым фильмам, обретшим актуальность, Станислав Зельвенский рассказывает о депрессивной драме Бергмана, убежденного в обреченности обывателя в военное время.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В неназванном европейском государстве уже несколько лет идет гражданская, по-видимому, война; стороны, во всяком случае, говорят на одном языке. Ян и Ева Розенберг (Макс фон Сюдов и Лив Ульман) — семейная пара скрипачей из давно разогнанного оркестра. Последние годы они скрываются от войны на острове, на уединенной ферме, где разводят кур и собирают ягоды. Но боевые действия начинаются и тут.

В конце 1960-х Ингмар Бергман, облюбовавший остров Форё и уже снявший там, в частности, «Персону», поставил подряд три фильма, которые складываются в своего рода «островную трилогию»: «Час волка», «Стыд» и «Страсть». Во всех трех играют Макс фон Сюдов и Лив Ульман, все три частично сняты буквально в одном доме и объединены общими темами и мотивами (как бывало у Бергмана, между ними протянуты и конкретные ниточки, например «Стыд» продолжается в «Страсти» в виде сна). Фирменное самобичевание великого шведа оформлено здесь в три истории о моральном и психическом распаде интеллигентных мужчин в отрыве от цивилизации и о страданиях их подруг. «Час волка» — фантасмагорический хоррор про сходящего с ума живописца. «Страсть» — драма про отшельника, ищущего утешения в романе, построенном на лжи. «Стыд» — одна из самых простых, прозрачных и сильных работ во всей бергмановской фильмографии — рассказывает про обывателей на войне.

«Час волка»
«Стыд»

Это и редкий для автора фильм на злобу дня: на дворе 1968 год, и в новостях целыми днями обсуждают Вьетнам. Бергман в интервью говорил про две отправные точки для «Стыда». Первая — травма, связанная с осмыслением Второй мировой и холокоста; дело в том, что юный Бергман, оказавшись в Германии 1930-х, успел мимолетно влюбиться в Гитлера и окончательно прозрел лишь после войны, мало коснувшейся его как жителя нейтральной страны. Вторая — увиденный им по телевизору фрагмент вьетнамской хроники: возле растерянных пожилых крестьян взлетает военный вертолет, женщина начинает гоняться за убежавшей коровой, мужчина остолбенело стоит на месте.

Как этот образ превратился в «Стыд», видно очень хорошо. Ян с первой сцены, где герои просыпаются и собираются в город продавать бруснику, обозначен как слабое звено: он ноет, он жалуется на болячки, он отходит поплакать, у него все валится из рук. Ева, напротив, собрана и решительна (ее экзистенциальные печали связаны с неспособностью забеременеть, которая с течением фильма будет приобретать все более скорбное звучание). Несмотря на известные трения и тумбочку между кроватями, они все еще пара и иногда счастливая.

Но когда ситуация за окном меняется к худшему, Розенберги начинают деградировать и как семья, и как человеческие существа, главным образом опять же Ян, который перестает быть рохлей и становится увереннее, эффективнее, безжалостнее. В начале он оказывается патологически неспособен убить курицу, в конце способен на гораздо большее. Породистое лицо фон Сюдова словно заостряется, глаза перестают улыбаться. Ева тоже идет на компромиссы, и сияние, которым умеет светиться Лив Ульман, постепенно гаснет, но героиня, во всяком случае, не переходит на темную сторону, остается жертвой, а не хищником.

Макс фон Сюдов и Лив Ульман
Макс фон Сюдов

Никакой политической конкретики в фильме нет: мы не знаем, кто воюет и за что. Противников называют «враги», или «та сторона», или просто «они». Мимо ездят грузовики с солдатами. Проселочную дорогу преграждает танк. В соседнюю рощу высаживаются парашютисты. Горят деревья и дома (по бергмановским меркам «Стыд» — почти блокбастер). Это Армагеддон, конец цивилизации — не случайно некоторые критики-современники, включая Полин Кейл, поспешили сравнить «Стыд» с годаровским «Уик-эндом». Бергман, конечно, был выше сатиры, и экспрессивные пейзажи острова к концу фильма напоминают не Европу времен The Beatles, а чумное Средневековье «Седьмой печати», но и здесь находится место абсурдистским, очень современным сценкам. Так, одна из сторон изготавливает fake news: солдаты заставляют Еву сказать что-то на камеру и потом накладывают на ее изображение речь о том, как она приветствует освободителей.

Знакомого очкарика из антикварного магазина мобилизуют в армию: он 20 лет не держал в руках ружье и мечтает отсидеться в штабе писарем. Местный мэр Якоби, господин культурный, становится главой военной администрации, вершителем судеб. Его дружеские отношения с Розенбергами приобретают эксплуатационный, двусмысленный характер. Он их благодетель и паразит, он бросает им вызов: «Ян Розенберг, ты художник или мышь?» «Мышь», — с готовностью отвечает Ян, и это пока еще правда. «Священная свобода искусства. Священная бесхребетность искусства», — продолжает Якоби.

Для Бергмана, регулярно делавшего своими героями художников (в широком смысле), это ключевой момент: «Стыд» описывает ситуацию, в которой искусство перестает работать, перестает иметь значение. Не потому, что «музы молчат» во время боя, а потому, что люди искусства терпят моральное фиаско, теряют голос и само право голоса. В этом фильме нет закадровой музыки, поскольку в мире фильма музыки больше нет. Умолкает, если угодно, божественное, и наступает оглушительная тишина. На титрах мы слушаем шум радио: помехи, обрывки речей, треск автоматной очереди. Или это колотят в дверь? Антиквар с его фамильным мейсенским фарфором, который он на прощанье демонстрирует Розенбергам, выглядит жалко. Так же как и Ян, который в первой сцене сообщает, что ему снилась репетиция Баха, и словно бы «все, что с нами происходит, позади, как кошмар».

Лив Ульман

Сны — еще один навязчивый мотив Бергмана, и последние слова «Стыда», как и первые, описывают сон, на этот раз Евы (то, как в идиллию этого сна с белыми домами и розами вторгается насилие, заставляет вспомнить «Синий бархат»). Фильм располагается между этими двумя снами, мы как бы просыпаемся и засыпаем вместе с героями. И в середине, ожидая допроса среди согнанных в сельскую школу перепуганных людей, в которых власти подозревают коллаборантов, Ева говорит: «Мне иногда кажется, что все это как будто во сне. Не в моем — в чужом, в который меня засунули насильно. Что будет, когда они проснутся и им станет стыдно?»

Но штука, разумеется, в том, что это не сон. Война идет как раз все остальное время, с утра до вечера. И стыдно не загадочным «им», а нам. Великолепный, ни на миг не состарившийся фильм Бергмана именно об этом: герои, переживающие перманентное унижение, перестают отвечать за свои поступки друг перед другом и перед высшими силами. У них больше нет профессии, нет любви, нет субъектности. То единственное, что им зачем-то остается, — стыд.


Иллюстрация: Александр Черепанов

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

26 сентября47
16 июля4
31 мая4
19 мая3

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
30 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации