Автор «Смерти Сталина» вернулся в Торонто. На этот раз с экранизацией Диккенса, причем — невероятно! — веселой. О невероятных превращениях Копперфильда и других героев рассказывает Егор Москвитин.
Когда в январе на «Сандэнсе» показывали драматический триллер «Репост» (Share) про кибербуллинг американской школьницы, авторы фильма пошутили со сцены: «Извиняемся перед всеми, кто пришел в блестках и настроился на мюзикл. Наш фильм не байопик певицы Шер». Такое же предупреждение не помешало бы и перед премьерой нового фильма Армандо Ианнуччи: это не про фокусника Копперфильда, а про заглавного героя романа Диккенса. Действие романа происходит в Англии XIX века. Но в фильме все немного не так.
Во-первых, Копперфильда играет Дев Патель — британский актер индийского происхождения, знаменитый «Миллионер из трущоб». Во-вторых, вслед за этим героем перевоплощаются и другие персонажи английской классики. Пьянчугу мистера Уикфилда играет азиат Бенедикт Вонг — англичанин с корнями из Гонконга, звезда «Доктора Стрэнджа». Но его дочерью по фильму оказывается темнокожая актриса Розалинд Элизар. А родившаяся в Нигерии Никки Амука-Берд изображает мать белого, как молоко, Джеймс Стирфорта. Классический европейский роман воспитания на наших глазах перевоспитывается и становится интернациональным. Идею Диккенса (в каждом человеке есть что-то исключительное) фильм доводит до абсолюта: его герои особенные не только внутри, но и снаружи.
Во-вторых, этот кастинг тут же снимает с фильма всякую ответственность за реализм и следование тексту книги. Поэтому Ианнуччи и его постоянный соавтор Саймон Блэкуэлл дурачатся без оглядки. Взрослый Копперфилд с помощью флэшбеков отправляется чуть ли не принимать собственные роды. Когда персонажи начинают что-то вспоминать, где-то за кадром щелкает проектор, и перед их глазами проносится черно-белая хроника. Героиня, которой не было в сцене, материализуется из ниоткуда, а остальные спрашивают: «Ты как здесь оказалась?» Дом, в котором воспитывали Копперфильда, превращается в перевернутую лодку. Декорации трансформируются прямо по ходу действия. Из книги пропадают целые куски. Например, вместо частной школы героя сразу же отправляют на фабрику в Лондон. И без того авантюрный роман (впрочем, есть и те, кто считает тексты Диккенса рыхлым занудством) благодаря воображению и иронии Ианнуччи превращается в захватывающую двухчасовую музыкальную комедию. Поют герои, увы, редко, но сами ритм и логика повествования постоянно напоминают о мюзиклах. Кажется, Ианнуччи просто не может рассказывать свои истории, не пританцовывая, ведь и «Смерть Сталина» был в чем-то такой же.
Вольности, которые позволяют себе режиссер и сценарист, неизбежно вдохновляют и актеров. Тильда Суинтон дурачится и до того входит в раж, что в финале дает пинка ослу. Питер Капальди и Хью Лори — Доктор Кто и доктор Хаус! — соревнуются в том, чей герой плутоватее и саркастичнее. Бен Уишоу играет мерзкого карьериста Хипа так, как будто ему совсем не страшно выглядеть на экране непривлекательным. Да что там, его герой — настоящая крыса. Гвендолин Кристи — леди Бриенна из «Игры престолов» — вновь изображает несуразную аристократку. Юный Копперфильд, будущий писатель, напишет о ней в дневнике, что «ее лицо сделано из французского сыра».
Среди молодых участников труппы Ианнуччи — валлийцы Анайрин Барнрад и Морфидд Кларк. Для обоих этот фестиваль в Торонто — большой карьерный рывок. Первый сыграл еще и эксцентричного наркомана Бориса в показанном здесь же «Щегле», а вторая — главную роль в религиозном ужастике «Святая Мод». В итоге самой скромной и умеренной здесь в итоге кажется работа Пателя.
Но именно его здравомыслие и помогает свести вместе дидактику Диккенса и эксцентрику Ианнуччи. Фильм модернизирует все, кроме самого Копперфильда — важнейшего литературного героя, который своим примером доказывает, что настоящие истории рождаются только из настоящих лишений. Все, что происходит с героем (во многом Дэвид — автопортрет Диккенса), так или иначе становится топливом для его воображения. А за свой писательский успех он в итоге благодарит именно друзей, щедро делившихся с ним жизненным опытом.
Ианнуччи любит ерничать, поэтому в его предыдущих фильмах было трудно увидеть гуманизм. «Личная история Дэвида Копперфильда» (таково полное, оригинальное название фильма) личная, кажется, еще и для режиссера. В ней он наконец-то может продемонстрировать все свое человеколюбие без оглядки на законы жанров, будь то черная комедия или политическая сатира. Новый фильм Ианнуччи — просто-напросто прямая инъекция доброты в сердце. Все его герои — отверженные, чудаки, неудачники и простаки. Но из их дружбы рождается история, способная вдохновлять и утешать. Если бы каждый второй фильм в Торонто не был таким же добрым и нежным, то Ианнуччи уже можно было бы вручать приз зрительских симпатий.