«Достать ножи» Райана Джонсона: Тупой сыщик и острый юмор

Обсудить0

Режиссер восьмого эпизода «Звездных войн» восстал из пепла и показал на фестивале в Торонто комический детектив с убийством, гэгами и суперзвездным актерским ансамблем. О том, почему это преступление обязательно должно окупиться, рассказывает Егор Москвитин.

Большая английская семья собирается в доме патриарха — 85-летнего писателя (Кристофер Пламмер), продавшего 80 миллионов копий своих детективов, — чтобы поздравить его с днем рождения. К утру выясняется, что последним подарком для старика стал нож в горло. За дело берется полиция, но кто-то из членов семьи нанимает еще и частного детектива (Дэниэл Крэйг). Подозревает тот, как водится, всех. Служанку из Латинской Америки (Ана де Армас из «Бегущего по лезвию 2049» и недавней венецианской «Осиной сети»), которая уж больно старалась стать частью семьи. Старшего сына (Майкл Шеннон), который занимался бизнесом отца и хотел продавать права на экранизацию его книг, но старик был против, ведь все детективные фильмы — собачья чушь. Младшего сына (Крис Эванс), от которого нет ни малейшего проку, если, конечно, он тайком не переодевается в какого-нибудь супергероя. Непутевую дочь (Тони Коллетт), которая увлеклась йогой и стала инфлюенсером из Instagram. Путевую дочь (Джейми Ли Кёртис), вышедшую замуж за бабника (Дон Джонсон). Внука (Джейден Мартелл из «Оно»), который настолько помешался на гражданском активизме, что (по словам дяди) дни напролет мастурбирует под видео, где экотеррористы освобождают животных. И даже внучку (Кэтрин Лэнгфорд из «13 причин почему»), колледж которой влетает семье в копеечку. Кажется, убийцей не может быть лишь мама покойного — столетняя леди с бревном (один из многих приветов Райана Джонсона «Твин Пикс»). Впрочем, и в ней сыщику нельзя быть уверенным на все сто.

Многие недовольны Джонсоном за сумбурный восьмой эпизод «Звездных войн», но кто знает, не был бы тот фильм еще хуже без чувства юмора этого режиссера. В конце концов, только гений мог снять обыкновенный утюг в прачечной штурмовиков так, как будто это космический крейсер. По фильмографии Джонсона ясно: комедии и пародии ему удаются гораздо лучше, чем эпосы. Его «Петля времени» — сай-фай несбывшихся надежд, зато он снял легендарный «бутылочный» эпизод с мухой из «Во все тяжкие» и трагикомический школьный нуар «Кирпич».

В «Достать ножи» Джонсон повторяет трюк именно из «Кирпича» — берет всем известный жанр (здесь детектив подвида murder mystery) и населяет его совершенно неподходящими героями. И те становятся агентами перемен, переворачивая привычные истории вверх дном. В «Кирпиче» на смену условному Хамфри Богарту пришел юный Джозеф Гордон-Левитт, а действие перенеслось из полицейских участков, темных подворотен и дешевых мотелей в обыкновенную школу — со стадионом, раздевалками и актовым залом. Сыщик из «Достать ножи» не так уж и проницателен, зато улики порой буквально падают на него с неба. А несчастная служанка в исполнении Аны де Армас — девушка из иммигрантской семьи, которую остальные герои называют то бразильянкой, то эквадоркой, то уругвайкой — вдруг начинает вести себя так, что определить ее процессуальный статус невозможно. Подозреваемая? Свидетель? Жертва? Кажется, что все сразу.

И, конечно же, Джонсон помнит и про другой закон пародии — постоянно напоминать зрителю, что все, что происходит в кадре, происходит не всерьез. Поэтому герои непрерывно смотрят детективы (особенно им нравится сериал про мисс Марпл) и часто ведут себя так, как будто знают, что они герои детектива. Ключевая свидетельница обладает удивительной суперсилой: ее тошнит всякий раз, когда она говорит неправду (так что фильм мог бы закончиться раньше, не будь великий сыщик охламоном). Но вместо этого герой Крэйга устраивает членам семьи перекрестный допрос. Целостная картина злосчастного вечера, впрочем, долго не складывается: как и в «Расёмоне», все подозреваемые врут. Зато врут искрометно, так что «Достать ножи» имеет все шансы стать самым смешным фильмом этого щедрого на комедии фестиваля.

При этом в безответственную пародию Джонсон все же не проваливается. Следить за расследованием чрезвычайно интересно, и азарт не остывает даже после того, как становится известно (уже в конце первого часа!), что именно случилось со стариком.

Но скучно после этого не становится, просто фильм меняет поджанр с «whodunit» («кто убийца?») на «how to get away with murder» («как замести следы?»). Тем более что с детективной интриги зритель всегда может переключится на чтение между строк. В конце концов, это не только детектив, но и лихая социальная психодрама в духе «Резни» Поланского. Противостояние белой семьи и латиноамериканской служанки — экранизация вечного страха о том, что будущее принадлежит чужакам. Конфликт старых денег и новых идей — предчувствие социального кризиса.

По совокупной мощи актерского ансамбля и остроумию сценария «Достать ножи» — это вполне себе киллер «8 женщин» Озона. Для полного триумфа над зрителем фильму не хватает разве что пары музыкальных номеров. А так идеальная праздничная сказка для всей семьи. Главное, спрятать перед просмотром ножи.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

11 сентября 201962
10 сентября 201921
16 августа 201920
10 сентября 201977

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня5
Сегодня, 17:431
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации