Трансвеститы, джинны и цветы-убийцы: Первая неделя Каннского фестиваля

Обсудить0

Канны перевалили за экватор. Джармуш, Малик, Альмодовар, Лелуш уже представили публике свои картины, о которых можно почитать в нашем фестивальном спецпроекте. Рассказываем о фильмах основного конкурса, которые мы также успели посмотреть.

«Козодои»

Режиссеры Клебер Мендоса Фильо и Жулиано Дорнель

Тереза (Барбара Колен) возвращается в родную деревушку Бакурау на похороны бабушки Кармелиты. Как это бывает у бразильцев, провожают бабушку всем миром, с песнями и взмахами белых платков. Наутро выясняется, что Бакурау исчезла с карт, а над дорогами летает НЛО. Жителей деревушки это смущает не так, как зрителей: они сразу понимают, что летающая тарелка — замаскированный дрон. Стычка с местным мэром дает понять, что власть тут продажна и несет ответственность за отсутствие воды и припасов. Потом по соседству появляются трупы. Потом группа американцев-психопатов во главе с Удо Киром (конечно, кто же еще мог сыграть главного злодея?), которые устраивают сафари на людей. Но жители деревни не лыком шиты: они закидываются психотропными таблетками, изготовленными местным знахарем, берут в руки оружие и дают американцам безжалостный отпор.

Зрелище это абсолютно дикое: на экране колоритные местные обычаи и персонажи (звезда бразильского кино Соня Брага восхитительна в роли докторши-алкоголички, а режиссер и визажист Сильверо Перейра выдает потрясающего гангстера-трансвестита Лунгу), намеки на сай-фай и затем побоище в духе фильмов с Чаком Норрисом или Жан-Клодом Ван Даммом, только без Норриса и Ван Дамма, просто со статистами. Если сразу же не проникнуться стилистикой «Бакурау», фильм покажется чудовищной ерундой. Вся эта сумасшедшая какофония маскирует простую мысль (каннский конкурс в этом году вообще грешит лобовыми месседжами): американская внешняя политика всех достала, психопатам с деньгами нужно давать жесткий бой, продажная власть должна быть разоблачена и наказана. Ведь именно мерзкий мэр привел в городок туристов, обуреваемых жаждой наживы. Но те, кто пытается стереть с лица земли маленьких людей, могут сильно просчитаться.

Ах да: «бакурау» на местном наречии означает небольшую, но гордую и хищную птичку козодоя. Знали бы злодеи.

«Атлантика»

Режиссер Мати Диоп

Француженка сенегальского происхождения Мати Диоп дебютировала в полном метре полусоциальной, полумистической историей, переделанной из своей одноименной короткометражки. В небольшом городке на побережье Атлантического океана рабочие возводят небоскреб для местного богатея. Денег им не заплатили, и в поисках лучшей жизни парни садятся в пирогу и плывут в Испанию. Увы, пирога терпит крушение, все погибают и возвращаются призраками в родные дома. Духи вселяются в местных девушек и детектива полиции, чтобы потребовать у богатея свои денежки.

Все это фон для истории любви 17-летней Ады (Маме Бинета Сейн) и Сулеймана (Ибрахима Траоре). Он беден, она отдана богатому жениху. Сулейман — один из погибших, и, помимо выбивания долга, его дух также навещает любимую. Всеми забитая Ада в итоге осознает, кто она и что ей нужно в этой жизни.

«Атлантика», возможно, важное высказывание для темнокожего сообщества во Франции, вот только фильм снят невероятно скучно, затянуто и беспомощно. Долгие планы океана, Ады и других героев, слабые диалоги (сценарий писала тоже Диоп), нелепые действия персонажей вне мистической повестки превращают картину в очень слабое, занудное зрелище. Зато остросоциальная тема и квота на женскую режиссуру закрыты.

«Малыш Джо»

Режиссер Джессика Хауснер

Элис (Эмили Бичем) работает в загадочной лаборатории по выведению нового цветка, пыльца которого делала бы людей счастливыми. Элис, кажется, близка к успеху: кроваво-красные цветы показывают во время тестов нужные результаты. Свое детище она называет «Малыш Джо» в честь сына (Кит Коннор), которого растит без отца (они с мужем в разводе). Один из цветков Элис принесла домой, и тут-то все и завертелось. Выясняется, что пыльца, конечно, делает людей счастливее, но еще и как-то влияет на их мозг, совершенно меняя личность. Пыльцу вдохнул сначала Крис (Бен Уишоу), влюбленный в Элис коллега, потом Джо, потом остальные. Оказывается, «Малыш Джо» стремится распылиться по всему миру, и его порабощенные големы сделают все, чтобы эту миссию выполнить и защитить цветок.

Джессика Хауснер в 1999 году получила приз в Каннах в конкурсе студенческих фильмов. Спустя 20 лет она вернулась уже с полноценной картиной, собственной версией одного из эпизодов «Черного зеркала». «Малыш Джо» изумительно проработан по цвету и сеттингу: алые плантации цветов покоятся в молочно-салатовых стенах лаборатории, дом Элис наполнен теплыми тонами, мебель стилизована под 1960-е. Увы, сюжет и диалоги (за это также отвечала Хауснер) невероятно примитивны, словно режиссер играется в неонуар и сай-фай-хоррор, а не всерьез рассказывает свою историю. Для постмодернистской шутки ей не хватает смелости и безумия (хотя нарочитая, нелепая и жуткая музыка почти справляется с этой задачей), для серьезного размышления о чем-либо (ответственности ученых за свои эксперименты, трудоголиках, одиноких матерях, зловещих растениях) — глубины. Посмотрели и забыли.

«Озеро диких гусей»

Режиссер Дяо Инань

Дяо Инань получил в Берлине «Золотого медведя» за криминальный триллер «Черный уголь, тонкий лед» и вот теперь пытает счастья в основном конкурсе Канн. Главный герой (телезвезда Ху Гэ, о чьей работе живо интересовались нашим мнением китайские журналисты) — угонщик мотоциклов, на которого открыли охоту несколько банд. Случайно он убивает полицейского, и теперь его дело национальной важности, за него назначена награда в 300 тыс. юаней. Парню помогает девушка (Квай Луньмэй), чья жизнь также принадлежит преступной шайке, и она пытается обрести свободу.

Эта детективная нуар-история разворачивается в китайских трущобах, где европейский зритель теряется, словно школьник. Озеро диких гусей — топоним. Герои пытаются там скрыться в туманах и волнах, но безуспешно. Все действие картины сосредоточено на бегстве и попытках спрятаться, мы путешествуем за героями сквозь лачуги, кварталы, закоулки. Интересно наблюдать за особенностями национальной охоты: как работает в фильме китайская полиция (чудовищно), как складываются отношения между криминальными группировками, как вообще выглядит неоткрыточный Китай. Инань окружает героев желто-зелеными тонами с кровавыми всполохами, устраивает театр теней, бросает в мистический туман — невероятной красоты операторская работа. Драки поставлены несколько картинно. Ху Гэ хоть и похож чем-то на Брюса Ли, но явно не стремится быть им на экране. Хотя сцена с зонтиком, которым врага сначала проткнут, а потом раскроют с фонтаном крови, достойна кинематографа Маленького Дракона.

«Портрет молодой женщины в огне»

Режиссер Селин Сьямма

Марианна (Ноэми Мерлан) — художница, которая приезжает к богатой даме (Валерия Голино) написать портрет ее дочери Элоизы (любимица режиссера Адель Энель). Та — невеста поневоле. Ее сестра погибла, а мать заключила сделку с важным миланцем о браке. Марианне надо нарисовать портрет без ведома девушки, тайно наблюдая за ней днем. То, что получается, не нравится обеим. Мать оставляет их на пять дней с условием: к этому сроку портрет должен быть закончен. Получив глоток свободы, девчонки используют его на всю катушку. Тусят с местными на пляже, целуются и занимаются любовью, пробуют наркотики — в общем, уходят в отрыв. Нюанс: действие происходит во Франции в 1770 году. И все показанное сразу же приобретает оттенок невероятной скандальности.

Марианна наследует дело отца-художника — уже неслыханная смелость. Она курит, путешествует одна и дерзко выставляется в галереях. Элоиза, вырванная из монастыря ради нежеланного брака, вынуждена проживать чужую жизнь, так и не узнав ничего о себе. И эти пять дней становятся для обеих девушек не просто веселым приключением, которое переживают их товарки в веке 21-м, а глубочайшим познанием себя и своих возможностей.

Селин Сьямма уже не в первый раз исследует человеческую сексуальность. Ее «Сорванец» о 10-летней девочке, притворившейся мальчиком перед новой подружкой, получил приз на Берлинале, а недавнее «Девичество» о взрослении 15-летней девушки из гетто было номинировано на «квир-пальму» Каннского фестиваля. В этом году Селин уже в основном конкурсе смотра с картиной на модную и фем- и квир-повестку. Ее «Портрет» — простая и чувственная история, снятая невероятно красиво и при этом довольно целомудренно, несмотря на откровенную тему и обнаженные женские тела. Используя XVIII век в качестве обертки, Сьямма размышляет не только о сексуальной свободе женщины, но и о свободе вообще.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 мая 201922
20 мая 20192
19 мая 201913
18 мая 201911

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации