В список вошли фильмы, которые шли в российском прокате с 1 января 2018 года. При составлении рейтинга никто из сотрудников не пострадал (но мог).
Как мы сделали эту подборку? Каждый сотрудник редакции выбрал 15 картин. Фильм, поставленный на первое место, получил 15 баллов, на второе — 14, и так далее. Мы посчитали, сколько получил каждый фильм, и сделали итоговый топ. В нашу подборку не попали многие важные фильмы, например, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» или «Леди Бёрд», которые входили в список лучших фильмов прошлого года.
15. «Черный клановец»
Спайк Ли пробрался в наш топ, растолкав фильмы Терри Гиллиама и Дэвида Роберта Митчелла, претендовавшие на последнюю строчку. Джон Дэвид Вашингтон играет чернокожего полицейского-новичка, по телефону вступившего в ку-клукс-клан, а Адам Драйвер — его коллегу, вынужденного выдавать себя за него во время личных встреч. Совершенно безумная, хотя основанная на реальных событиях история работает благодаря энергии режиссуры Ли, у которого как будто открылось второе дыхание.
14. «Вдовы»
Тот редкий случай, когда второй просмотр раскрывает фильм лучше, чем первый. Потеряв мужа-преступника, его вдова (Виола Дэвис) оказывается в неприятной ситуации: покойный крал деньги для местного темнокожего авторитета, рвущегося в политику, и теперь необходимо вернуть ему 2 млн долларов. Мрачный триллер с проблесками юмора идеально отражает дух времени, отдавая все главные роли женщинам. Стив МакКуин попробовал себя в жанровом кино и теперь может смело браться за блокбастеры (если захочет).
13. «История одного назначения»
В Тульской губернии в пехотном полку совершено преступление: рядовой Василий Шабунин ударил по лицу старшего по званию и теперь ждет трибунала. На защиту встают генеральский сынок, поручик Григорий Колокольцев, и его приятель, граф Лев Толстой. Однако экранизация трехстраничной главы из книги Павла Басинского увлекла Авдотью Смирнову вовсе не возможностью показать классика человеком молодым и даже экстравагантным. А красочным рассказом о конфликтах закона и справедливости, власти и народа, долга и чести, столь актуальных и для сегодняшнего дня.
12. «Дом, который построил Джек»
Даже если этот фильм не станет лебединой песней Ларса фон Триера (режиссер выглядел откровенно плохо на Каннском фестивале, где прошла премьера картины, да и дальше хочет снимать короткометражки), трудно представить лучшую аналогию всего творчества режиссера. Как Мэтт Диллон, маньяк-архитектор, потрошит своих жертв, так и датский постановщик на протяжении многих лет препарировал своих персонажей, зрителей и критиков. Отношение к этому фильму может сказать о человеке очень многое.
11. «Богемская рапсодия»
Последние 20 минут, в которых воссоздано выступление Queen на стадионе «Уэмбли», работают как заклинание, стирающее память, как будто и не было полутора часов посредственного биографического фильма. Как раз эти 20 минут воскрешают дух Фредди Меркьюри — этого полубога на сцене. Мы все понимаем про несостыковки в сценарии, но возможность увидеть и услышать Queen на большом экране перевешивает все. И уже только за это фильм останется в истории.
10. «Тихое место»
Тихое — не гиблое. Семья пытается выжить в новом мире, где любой громкий звук привлекает жутких монстров, прибывших на Землю. Но актер и режиссер Джон Красински не делает из истории эпичный блокбастер о борьбе со злом, а рассказывает, как непросто быть родителями. Фильм про тишину, на котором зал сидит, боясь пошевелиться — неплохо для Джима из «Офиса».
9. «Как разговаривать с девушками на вечеринках»
«Панк — это лучшее, что случилось с уродливыми людьми», — считает героиня Николь Кидман из экранизации комикса Нила Геймана. Притом что все герои фильма Джона Кэмерона Митчелла на редкость симпатичны, с ними тоже случается панк. Парень встречает девушку, но оказывается, что пригород Кройдена кишит инопланетянами, и очаровательная возлюбленная героя тоже не с этой планеты. Милое, ужасно милое кино с капелькой анархии.
8. «Реинкарнация»
Второй хоррор в нашем списке — жанр явно возрождается! Режиссер Ари Астер в юности посмотрел фильм «Повар, вор, его жена и ее любовник» и снял кино, которое оставляет примерно такие же ощущения. Следить за происходящим на экране в «Реинкарнации» не то чтобы страшно, а тревожно, и хочется сделать что-нибудь плохое после просмотра. История семьи, в которую приходит беда, и справиться с ней можно, но нужно преодолеть боль, а это очень трудно. Даже если выстроить копию своей жизни в миниатюре. Чем меньше вы знаете об этом фильме, тем интереснее его смотреть (а затем уже можно и разобрать).
7. «Черная Пантера»
«Черная Пантера» открыла новую страницу продолжительной хронологии киновселенной Marvel. Больше чем очередной супергеройский блокбастер, картина Райана Куглера о короле выдуманной африканской страны рассказывает о последствиях колонизации и вреде изоляции. В яркую приключенческую оболочку оказались завернуты размышления о грехах отцов и том, как не стоит смешивать традиции с законами. И носороги. Там есть боевые носороги.
6. «Человек-паук: Через вселенные»
С 2002 года Голливуд успел выпустить шесть фильмов о Человеке-пауке, поэтому и появление анимационной версии многие встретили настороженно. Но продюсеры Фил Лорд и Кристофер Миллер не стали в очередной раз рассказывать историю Питера Паркера. Вместо него в центре сюжета оказался Майлз Моралес, новый Человек-паук, который пока не уверен, хочет ли он вообще заниматься супергеройством. В итоге получился мультфильм, наполненный светом и юмором, идеально передающим ощущение комикса. Художники Sony подняли анимацию на новый уровень и сделали один из лучших супергеройских фильмов в истории.
5. «Первому игроку приготовиться»
Стивен Спилберг, мировой бестселлер, ностальгия и море знакомых персонажей — рецепт безотказный. Это был чертовски сложный проект, с которым мог справиться только один режиссер. И он справился. Спилберг поделил фильм на анимационную и игровую части, создал аттракцион по поиску пасхалок, а эпизод, связанный с фильмом «Сияние», пожалуй, стоит отдельной номинации.
4. «Экстаз»
Рождение — уникальная возможность. Жизнь — коллективная невозможность. Существование — мимолетная иллюзия. Смерть — уникальный опыт. Фильм Гаспара Ноэ — стопроцентная и неразбавленная доза киноэкспириенса в вену.
3. «Мстители: Война бесконечности»
10 лет студия Marvel выстраивала свою киновселенную ради того, чтобы столкнуть героев Земли с главной угрозой — Таносом. Неожиданно для многих он и стал главным героем этого эпика. Фильм рассказывает именно его историю, историю фанатика, искренне уверенного, что только он может спасти Вселенную. Словно зеркальное отражение большинства героев, Танос считает себя спасителем, чьи действия способы принести мир, какую бы цену ни пришлось заплатить. Окей, Marvel, все наконец-то поняли: комиксы — это не только парни в трико.
2. «Лето»
Впервые за всю историю подведения киноитогов года отечественный фильм поднялся так высоко в нашем списке. Черно-белая драма Кирилла Серебренникова о жизни и песнях ленинградского рок-клуба могла бы стать политическим заявлением, но на деле это просто фильм о том, как девушка влюбилась в юношу, но все равно решила остаться с мужем. Пожалуй, именно потому мы и полюбили «Лето».
1. «Остров собак»
Одна из самых необычных работ Уэса Андерсона, любовь к которому сближает многих. В одном японском городе вдруг решили выслать всех собак на мусорный остров. На фоне экзотических пейзажей разворачивается история, в которой есть все: политика, коррупция, экологические проблемы, дружба, верность, одиночество, предательство, любовь. Ну и, конечно, песики. Песики — это главное. Особенно тот, что с голосом Билла Мюррея.
И еще пять фильмов 2018 года
Эти фильмы еще не вышли в российский прокат, но некоторые из них проявят себя во время наградного сезона.
«Зеленая книга»
Утонченный чернокожий музыкант, окончивший Ленинградскую консерваторию, нанимает бойкого на язык и скорого на кулак итальянского телохранителя, чтобы тот сопровождал его в туре по американскому Югу (Махершала Али и Вигго Мортенсен создают великолепный дуэт!). Действие фильма Питера Фаррелли развивается в 1960-е — нетерпимость, сегрегация и другие жуткие приметы того времени. Не стоит думать, что это всего лишь новая версия «Шофера мисс Дэйзи». Бойкий фильм, который говорит о важных для общества вещах, не забывая о юморе, — вот что его выделяет.
«Высшее общество»
Бывает кино, объяснить притягательность которого непросто. Драма Клер Дени как раз такая. Компанию молодых заключенных отправляют в космос, чтобы они исследовали черные дыры, но на борту корабля идет эксперимент: доктор Дибс (Жюльет Бинош) стремится вывести идеального человека. Дени своим фильмом как будто пытается вывести идеального зрителя — посмотреть фильм до конца, получить от него удовольствие и объяснить, почему он хорош, получится далеко не у всех.
«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»
Критики невзлюбили новую картину Ксавье Долана: и оттоптались как могли: самовлюбленность и самоцитирование, сентиментальность и морализаторство... Впрочем, ни один фильм Долана не обходился без таких эпитетов. «Донован» долго страдал в монтажной, и это заметно, но в сердце фильма остается щемящая пустота жизни героя Кита Харингтона. Быть звездой — настоящее испытание, говорит Долан, однако не попадает с этим посланием в 2018-й, чем и бесит критиков. Но режиссер при этом дает Харингтону и Натали Портман великолепные роли, и как минимум за это фильм стоит отметить.
«Фаворитка»
Первые два фильма грека Йоргоса Лантимоса на английском языке («Лобстер» и «Убийство священного оленя») были непростыми для восприятия, но у «Фаворитки» совсем другая судьба. Две придворные дамы сражаются за внимание королевы Анны; в кадре роскошные покои, пышные юбки и высокие прически — все кажется довольно знакомым. Но, к счастью, Лантимос не тот режиссер, который снимает обычные костюмные драмы, и «Фаворитка» хорошенько приправлена цинизмом, иронией и капелькой абсурда, поэтому не даст заскучать. Кто-то сравнивает фильм с «Барри Линдоном», но новым Кубриком Лантимоса пока называть не стоит — он сам себе режиссер.
«Сможете ли вы меня простить?»
Мариэль Хеллер сняла отличную драму о взрослении «Дневник девочки-подростка», в которой перевернула типичный подход к такого рода драмам, сделав фильм ужасно неудобным, даже в чем-то неприятным. Здесь в истории писательницы Ли Израэль (ее блестяще играет Мелисса МакКарти) героиня примерно так же проверяет терпение зрителя: это откровенно неприятная женщина, которая продавала книжным магазинам поддельные письма знаменитостей. Трагедия героини в том, что она невероятно талантлива, но характер подкачал. А талант Хеллер — в умении снять историю так, чтобы зритель проникся сочувствием к Израэль и в финале смахнул предательскую слезу со щеки.
Часть фильмов из этой подборки можно посмотреть в онлайн-кинотеатре КиноПоиска.