Одна звезда вестерна «Братья Систерс» — о другой, Хоакине Фениксе, поедании паука в кадре и свежем взгляде на Дикий Запад.
В новом фильме Жака Одиара «Братья Систерс» (уже в прокате) Джон Си Райли играет одного из двух братьев-киллеров, которым нужно найти гениального химика (Риз Ахмед), изобретшего способ находить золото. Подробно КиноПоиск писал о фильме во время Венецианского фестиваля, а теперь поговорил с актером о том, как он оправдывал своего героя и сделал его симпатичным. А также о молчаливых прогулках с Фениксом в испанских горах.
— Вы с Хоакином были знакомы до съемок у Одиара?
— Виделись несколько раз. У нас есть общие друзья — Пол Томас Андерсон, например. Но мы не были знакомы. Я преклоняюсь перед Хоакином, считаю его одним из лучших актеров из ныне работающих. Ну, после меня, конечно. (Смеется.) Мы относились друг к другу с большим почтением и от этого поначалу немного стеснялись. Сложно было установить зрительный контакт. Но потом мы очень много времени проводили вместе, гуляли по Альмерии (город в Испании, где проходили съемки фильма. — Прим. ред.), поднимались в горы, часами могли молча ходить, просто находясь рядом друг с другом, становясь братьями Систерс. Хоакин — очень инстинктивный актер, ну а я... А что я? Я просто могу быть немного более техничным, если это необходимо. А Хоакин живет инстинктами.
— Не терпится узнать о пауке, которого ваш герой случайно проглатывает в одной из сцен. Он был настоящим?
— Да, был! Мне пришлось совладать с мускулами своего лица, чтобы его не перекосило в гримасе ужаса, закрыть рот с пауком для кадра, и, как только он был отснят, паука тут же вытащили. Это был неядовитый паук! Да вру, конечно, это был СGI.
— Этот фильм начался с вас. Это ведь вы познакомили Одиара с книгой Патрика Девитта, по которой снят фильм?
— Однажды мы с женой Элисон (Элисон Дики, одна из сопродюсеров фильма. — Прим. ред.) работали над картиной «Терри», которая была снята по сценарию Патрика Девитта. А когда кино было закончено, созвонились с Патриком и спросили, есть ли у него что-то еще неопубликованное. Он сказал, что как раз написал книгу, есть рукопись. Моя жена сразу же ее прочла. Сам я читаю очень мало художественной литературы, больше люблю нон-фикшен или сценарии. Но эту прочел за сутки. Сна ни в одном глазу не было! Я понял, что у нас с Илаем (один из братьев Систерс. — Прим. ред.) много общего.
— Так, а можно поподробнее?
— Большинство героев в других вестернах слишком закрыты. Взять, к примеру, Клинта Иствуда. Он великолепно шифруется. Ты не знаешь, о чем он думает, что он чувствует. А в книге Патрика раскрывается внутренняя логика чувств и поведения Илая. Он просто душа нараспашку! Думаю, это обстоятельство и делает фильм уникальным.
— Ваш герой еще и очень инфантилен...
— Думаю, для меня это как-то естественно произошло. Думая об Илае, я не представлял себе, что он озабочен какими-то глобальными проблемами. Он вообще не думает подобными категориями. Он голоден, пьян и без крыши над головой. Наверное, Чарли и Илай — как десятилетние дети-солдаты в сегодняшней Африке. Еще не знающие ничего о сострадании, собственном теле, они только растут, а уже не видят жизни без убийств. И это детская травма. Наверное, в этой незрелости души и кроется причина, по которой вы симпатизируете обоим братьям. Даже несмотря на то, что Чарли убивает людей и вообще довольно злой тип. Просто видите их через призму их травмы. И у них нет никого, кроме друг друга. А возвращаясь к книге... Этот текст вообще очень кинематографичен. Пейзажи… А люди и ситуации просто бросаются на тебя со страниц!
Идея позвать Жака возникла у Элисон. Мы хотели избежать клише вестернов, этой притворной ностальгии американцев по Дикому Западу. Очень удобно забывать о геноциде индейцев, удобно фокусироваться на героических... (Задумывается.) Не знаю, штампах. В общем, думаю, что большинство клише, существующих у людей насчет Дикого Запада, появились именно благодаря вестернам, а не реальной истории. И режиссерский взгляд Жака был более правдивым в отношении многих вещей. Например, кто бы еще показал, каково это — никогда не видеть зубной щетки! А ведь эта мелочь — важная характеристика моего героя.
— Патрик Девитт видел фильм?
— Да. Вообще говорят, что для автора шок — впервые смотреть фильм по своему произведению. Ерунда! Это для актеров шок. Когда я впервые увидел «Братьев Систерс», то подумал, что это сумасшедший и хулиганский пересказ всей моей жизни. Но представить, каково было Патрику, я не могу. Сам он сказал, что это очень хороший фильм. Он был счастлив. Да, это не книга. И никто не скажет об экранизации: она даже лучше книги! Увы. Но фильм-то от этого хуже не становится.
— В съемках участвовали группы из Испании и из Румынии. В чем разница в работе с европейской и американской командой?
— Мне нравится, что в Европе киноотделы не так жестко связаны между собой. Вот в Америке гримерам говорят «Не трогайте волосы!», а специалистам по прическам — «Не прикасайтесь к гриму». Все имеет свои четкие границы. В Европе же главное — любить свое дело и стремиться к большему. Любой хороший фокус-пуллер (ассистент оператора) хочет быть оператором. Я и сам стараюсь не быть кинозвездой, это развращает.
— Я знаю, что в детстве вы учились клоунаде в любительской студии при церкви. Вы как-то используете свои клоунские навыки сейчас?
— Не все время, конечно. Но посмотрите на мое лицо: как тут не быть клоуном?