Риналь Мухаметов: «Глубоко внутри я остаюсь клоуном»

Обсудить0

29-летний актер рассказывает о самых важных в его жизни вещах — цирке, Диснейленде, заикании и невозможности выбора между драмой и комедией.

Единственный в своем роде актер российского кино, мим и лицедей, поклонник визуального театра Риналь Мухаметов стремится к экспериментам в каждом своем кинопроекте. Он играл немногословного, почти немого инопланетянина в «Притяжении», больного ДЦП во «Временных трудностях», но также и очаровательного оптимиста Аркадия Голуба в сериале Попогребского и сентиментального героя-любовника в «Без меня» Кирилла Плетнева. А вскоре (уже через пару дней) вы увидите его в сериале ТНТ-Premier «Год культуры», в драме «Битва» о глухом танцоре, потом в фэнтези «Эбигейл». И, конечно, в сиквеле «Притяжения».

Это интервью — часть спецпроекта «Новые русские» о молодых отечественных актерах. Читайте также наши интервью с Иваном Янковским, Александром Кузнецовым и Любовью Аксеновой.

— Что у тебя сейчас стоит на первом месте — работа в театре или кино? Где шире горизонт возможностей?

— Слава богу, все сложилось так, что творчество есть и в кино, и в театре (Мухаметов играет в «Гоголь-центре» — прим.ред.). В театре-то у меня давно не было новых работ, работ, где был бы прорыв, где какие-то новые формы. Я надеюсь, вся эта судебная история (Кирилл Серебренников обвиняется в хищении бюджетных средств и больше года находится под домашним арестом — прим. ред.) скоро закончится. Кирилл Семенович вернется к нам, и, может быть, у него возникнут какие-то новые идеи. Поэтому... в театре все впереди. А что касается кино, сейчас у меня уже вышло две интересные премьеры, еще одна на подходе. У меня же в принципе не так много тем, которые мне интересно играть, и каждая картина — автоматически вызов. Поэтому важна каждая премьера. Но вообще я очень рад тому, как у меня все складывается. Проекты приходят по чуть-чуть, но они все не проходные.

Фото: Анна Шмитько для КиноПоискаФото: Анна Шмитько для КиноПоиска

— Тогда подробнее расскажи про эти вызовы и проекты.

— Первый — это «Временные трудности».

— Ну да, там игра — чистая пластика.

— При этом мне нужно было не показать больного ДЦП, а как бы банально это ни звучало, именно прочувствовать и прожить его, чтобы это не выглядело карикатурно. Другое дело, что это все-таки мейнстрим, производство было очень быстрым, и что-то не так сработало. Произошло недопонимание со стороны критиков. Но для меня этот фильм — дань уважения людям вроде моего героя, потому что для них просто взять кружку — уже достижение. А критики... начали вести себя как персонаж Охлобыстина — вываливать на фильм мусор, так же как его герой — на кровать этому полупарализованному мальчику. И чтобы такого не происходило, люди должны быть друг к другу внимательнее! Кино ведь про это! Не про то, что мы должны жалеть или мучить друг друга, а про то, что нужно всегда с пониманием отнестись к ситуации и давать возможность человеку жить.

Второй фильм — «Без меня» Кирилла Плетнева. В этой роли проявляется абсолютно живая, сегодняшняя часть меня. Какая-то боль, какая-то трепетность по отношению к жизни, что ли, по отношению к любви. Смятение. Не знаю как правильно сказать.

И третий фильм, который скоро выйдет (22 ноября — прим. ред.), — флагманский проект на ТНТ-Premier. Комедийный сериал «Год культуры». Очень важно, что это комедия, потому что, как ни странно, меня воспринимают исключительно как артиста драмы.

Фото: Анна Шмитько для КиноПоискаФото: Анна Шмитько для КиноПоиска

— Это слэпстик (подвид комедии с большим количеством падений и погонь, традиционно — немой — прим.ред.)?

— Нет-нет-нет. Там гигантское количество, мать его, текста. И одновременно это абсолютная пластика. Люди, которые монтировали сериал, уже говорят: «Блин, как это круто! Мы вообще не знали, что у Риналя есть комедийные задатки». Хотя я же исключительно про это, про комедию! Помню, еще Кирилл Семенович мне говорил: «Ринь, пора пробовать Печорина». Я: «Нет! Пожалуйста, Кирилл Семенович! Господи, нет! У меня такой прекрасный Грушницкий!» Он же мне: «Я вижу, что у вас есть очень какие-то необычные драматические задатки». Я говорю: «Нет, я комедийный артист». «Да, вы комедийный артист, но вы будете играть драму». Как он чувствовал!

— А характеры твоих драматических персонажей складываются из внешних, видимых черт? Из мимики и жеста?

— Из их желаний. Вот, например, мы ставили в «Гоголь-центре» «Сон в летнюю ночь». Там моим героем Лизандром сначала движет влюбленность. Но во что она потом выливается? В совершенно сумасшедшего персонажа, который абсолютно роботизирован, который хочет только одного — понравиться. То есть сначала и я, и персонаж абсолютно наивны, потом я начинаю к нему прислушиваться — и вдруг все начинает работать по-другому. И в моем случае это все работает через пластику, физику, конечно. Я сразу перевожу эмоцию на язык движения. Леплю форму, сосуд, а чем он уже будет наполнятся по ходу дела, это уже трудно заранее предсказать.

Чтобы показать актерский талант наших героев, мы записали с каждым из них короткий ролик — кинопробы в неожиданных обстоятельствах со сценой из известного фильма.

— Откуда ты берешь эти наборы движений и масок?

— Об этом меня спрашивали еще Кирилл Семенович и все коллеги! И на этот вопрос я, наверное, не отвечу никогда. Ну, просто я это безумно люблю. Я очень люблю Леонида Енгибарова, и глубоко внутри я остаюсь клоуном. Мне нравится дурачиться, мне нравится смешить, мне нравится, когда я людям делаю хорошо. Ну, и к тому же постоянно, в каждом мгновении жизни я что-то замечаю, какие-то странные нюансы. Я за то, чтобы жизнь мне дарила разные ситуации, чтобы потом ко мне после кино претензий не было. Типа такого в жизни не бывает, и ты якобы не можешь выдумывать интересного персонажа, который, например, все время машет рукой. В жизни бывает все, ребята! Я путешествовал по Италии и оказался рядом с парнем, у которого был синдром Туретта.

— Это когда непроизвольно матерятся?

— Да. Ну, он как бы не матерился, но делал так... (Выкрикивает нечленораздельное междометие и взмахивает руками.) Понимаешь, я влюбляюсь в этих людей. Мне скучно смотреть на людей, которые погружены в себя, спокойно разговаривают. Ненавижу эту бытовуху и не хочу с ней смиряться.

Фото: Анна Шмитько для КиноПоискаФото: Анна Шмитько для КиноПоиска

— То есть тебя привлекаете мир вроде того, что в фильмах Киры Муратовой...

— Да, Муратовой, Хамдамова. Мне все это нравится безумно, да. Я люблю именно крайности, то есть если уж человек разговаривает сдержанно, то пусть разговаривает сдержанно до конца, доводя сдержанность до предела, до какого-то базового элемента сдержанности.

В кино мне нравится сочетание математики и метафорики. Вроде фильма «Запределье» Тарсема Сингха. Или «Неонового демона». Или как работает Соррентино, про которого все говорят: господи, это какая-то гламурщина!

— Ты сейчас говоришь как режиссер, а не как актер.

— Вот меня часто в этом уличают. Ты не первый.

— Так, может, пора уже?

— Ну, может быть, со временем все к этому и придет, не знаю. Но, когда меня спрашивают, не хотел бы я поставить спектакль, я честно отвечаю, что просто вообще не вижу актеров для такого спектакля. У нас нет школы, в которой учили бы такой игре!

Короче, нравится, когда все четко, не на полутонах. Я приезжаю в Диснейленд и говорю: «Господи, тут просто мой мир!» Поэтому мне сложно смотреть фильмы на «Кинотавре». Мне, конечно, Тарковский и Соррентино гораздо милее, чем этот социальный реализм.

— Ты используешь свое заикание как еще одно выразительное средство?

— Я стараюсь этого не делать. Но есть режиссеры, которые говорят: «Зачем ты это прячешь? Это же часть правды?» Вот Кирилл Плетнев как раз зацепился за мое заикание. Я был против, и в итоге его не использовали. Это моя природная данность, а не моя заслуга. Так распорядились космос, Вселенная, Бог, природа. Я принимаю это, но я-то должен что-то делать сам. И вот я пытаюсь искать что-то другое, обходить этот момент, и вдруг появляются новые ресурсы, новые персонажи, новая игра.

Фото: Анна Шмитько для КиноПоискаФото: Анна Шмитько для КиноПоиска

— Ты же поначалу вообще не хотел работать в театре?

— Да. В 16 лет я поступил в Казанское театральное училище на эстрадно-цирковое отделение. После него ты вряд ли сможешь стать артистом цирка, но будешь иметь хорошую форму и сможешь владеть своим телом для выступления на эстраде, освоишь пантомиму, научишься исполнять репризы. Мой мастер как-то познакомила меня с творчеством Леонида Енгибарова — и началось. Я ударился в акробатику, стал делать стойки на руках. Главное, понял, почему поступал именно на эстрадно-цирковое. Потому что там были какие-то драматические вещи. Но, как ни странно, на тот момент я категорически не любил ни театр, ни кино. И когда я проучился два года, ко мне подошли ребята с драматического отделения и сказали: «Ринь, тебе надо поступать в Москву к Серебренникову».

Я: какой театр?! У меня свои сложности, я не хочу разговаривать на сцене. Только эстрада. А мне говорят: «Ты просто пойди к нему на прослушивание, а он тебе поможет развиться в том направлении, куда ты сам смотришь». Ну, а я всегда буду смотреть в этом направлении.

Хотя некоторые считают, что пантомима, цирк — это легче. А я предлагаю: ну, попробуй. У тебя же такое движение вызывает сложность? Тогда почему ты считаешь, что это легко? Везде, где есть правда, есть своя сложность. А мне нужно найти правду в экспрессивной пластике. В том, что я, например, беру чашку не вот так, а вот так. (Выворачивается и берет чашку, описав рукой сложную кривую.) Ну вот вдруг я захотел ее взять вот так?

Скажут: в жизни мы так из чашки не пьем. Я так пью! Я иногда могу подойти к столу, взять стакан вот так и выпить. И мне так гораздо понятнее, мои персонажи раскрываются через такие движения. Ты не понимаешь, зачем это делать именно так? А затем, что это жизнь, и она многогранна. А тем более искусство. Оно не имеет определенного формата. У искусства нет железных правил, понимаешь?

Поэтому раздражает вот это нытье: «Вот раньше был такой-то талантливый артист, и он делал вот так. Сейчас, к сожалению, таких нет». К счастью! К счастью, таких нет. Зато есть возможность делать что-то другое. Да, он делал свое дело потрясающе, но он уже это сделал. Зачем повторять? Искусство неповторимо! То есть либо оно несовершенное, но живое, новое, либо оно гениальное, но старое. Вот скажут: ох уж это ваше современное искусство... А что значит современное? Оно живое, это искусство идет. Ведь все в мире постоянно меняется.

Фото: Анна Шмитько для КиноПоискаФото: Анна Шмитько для КиноПоиска

— А ты чувствуешь себя человеком своего времени, XXI века? Просто у тебя совершенно барочный взгляд на искусство. Тебе надо было родиться году так в 1600-м.

— Я про это вообще никогда не думаю. Мне кажется, что все это станет понятно потом. Кто-нибудь скажет: он был человеком нашего времени. Ну, был — и хорошо! А сейчас мне так думать рановато.
А так, конечно, мне нравится все вызывающее, выкрученное до максимума. Обожаю Сальвадора Дали. Это тоже еще один из моих кумиров. Человек искусства во всем. Он же снимался в рекламе, но как он это делал! Меня часто спрашивают: а вот если тебе предложат рекламу? Я обязательно в ней снимусь! Но только с условием, что буду привносить свои мысли в линию персонажа.

— Интересно, что ты назвал Сальвадора Дали, а не, скажем, Энди Уорхола, который тоже превратил жизнь в искусство, но другого рода.

— Так Уорхола я тоже безумно люблю. И Дэвида Боуи, Фредди Меркьюри, Майкла Джексона. Это все абсолютно театр. Вот когда Джексон выходил на сцену и просто стоял 20 минут — это какая у человека сильная энергетика и харизма, что он может держать многомиллионный зал практически в состоянии гипноза, при этом просто стоя молча на сцене, представляешь? А Меркьюри, который говорил в интервью: «Мы лучшее, что есть»? Все эти люди вне рамок и границ, они больше чем только художник, только певец, только актер и т. д. Поэтому мне и очень близок Енгибаров, потому что он не только клоун — он болел за Вселенную. Вот скажут: Это же идиотизм — болеть за то, чего нет. Но оно же есть!

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

21 ноября 201837
21 ноября 201827
21 ноября 201815
16 июля 20187

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня5
Вчера5
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации