«Обычная женщина»: Почему детективный сериал Хлебникова — не про убийство

Обсудить0

На ТВ-3 — новый сериал режиссера «Аритмии». В его первом же эпизоде появляется труп, но главная загадка в другом: как героиня Анны Михалковой из обычной российской женщины превратилась в чудо-сутенершу?

Не нужно большой проницательности, чтобы уже по титру «Обычная женщина» сериала Бориса Хлебникова догадаться о заложенной в названии иронии: речь, разумеется, пойдет о женщине недюжинных способностей. «Обычная женщина» — это цитата из диалога. Так за глаза определяет героиню Анны Михалковой новая, юная и неопытная сотрудница (Александра Бортич), на что ее прожженная товарка (Аглая Тарасова) иронизирует: «А ты хотела, чтобы пришел негр в леопардовой кофточке?» Ну, в общем, да, кудрявый негр в леопарде или набриолиненный латинос в остроносых ботинках — представлять сутенеров принято как-то так, а совсем не как основательно беременную женщину под сорок с благообразным славянским лицом добропорядочной домохозяйки и георгиевской ленточкой на зеркале заднего вида.

«Обычная женщина»«Обычная женщина»

К тому же деловая встреча с продажными девицами происходит в кафе, где героиня заодно дожидается торта, заказанного ко дню рождения дочери детсадовского возраста (Арина Русу). Торт приносят не с той надписью — «Андрею», а не «Танечке». И пристыженному кондитеру приходится срочно соскребать ошибочного Андрея. Это одна из гендерных шуток, разбросанных по фильму, ненавязчиво подталкивающему к мысли, что женщина, даже самая «обычная» — существо гораздо более эффективное, функциональное и выносливое, чем мужчина с его хрупкой нервной системой, неспособной обработать больше одного задания в единицу времени.

В сериале, где мужчины производят в основном никчемное впечатление, философский смысл приобретает фраза героини, узнавшей о патологии своего плода: «Если он умрет, я не понимаю, зачем рожать тогда?» И правда, зачем его рожать, если толку от него никакого?

«Обычная женщина»«Обычная женщина»

Умение «обычной женщины» решать бесконечное количество задач одновременно выглядит едва ли не сверхъестественным. Кроме младшей дочери, заранее ревнующей мамочку к новому ребенку, у героини есть старшая дочь-оторва (Елизавета Кононова), редко посещающая лекции, но потихоньку развивающая криминальные задатки. Есть муж-хирург (долгая история душевных травм и психологических проблем легко читается на страдальческом лице Евгения Гришковца), беременная любовница мужа (Мария Андреева), которая тщетно пытается известить законную супругу о своем существовании, плюс ежедневно приходящая свекровь (Татьяна Догилева), которая лицемерно уверяет, что за все эти годы кое-как притерпелась к невестке.

Евгений Гришковец и Борис Хлебников на съемках сериала «Обычная женщина»Евгений Гришковец и Борис Хлебников на съемках сериала «Обычная женщина»

Казалось бы, всего этого домашнего круглосуточного парка развлечений хватило бы, чтобы довести до нервного срыва не одну замечательную женщину. Но у нашей обычной имеется еще и цветочный магазин с вороватой продавщицей (Ирина Бутанаева) и вечно починяющим машину шофером (Евгений Сытый), а главное, агентство девочек по вызову, которым сутенерша управляет через закрытую сетевую группу, замаскированную под антикварный аукцион: «Юная пастушка, фарфор, XIX век» (в смысле «Налетайте, 19-летняя девственница»).

«Обычная женщина»«Обычная женщина»

Хлопотное предприятие героини и чрезмерная предприимчивость некоторых ее девочек позволяет сплести семейную линию с детективной, когда в первой же серии появляется труп, а из идиомы «скелет в шкафу» не без изобретательности получается «жмур в матрасе». Однако вопрос «Кто убийца?» тут представляется не самым интересным: детективная линия выглядит вполне обычной, с предсказуемым набором возможных вариантов разгадки, как и семейная с типичным набором распространенных коллизий. Нечто необычное завязывается только в центральной фигуре Михалковой, где сходятся все линии. Будет неудивительно, если в финале из живота героини выскочит не человеческий младенец-гидроцефал, а изголодавшийся Чужой.

Самое интересное тут, так сказать, происхождение видов — откуда в социально-психологическом смысле взялась такая женщина, каковы ее мотивации и бэкграунд, кто ее воспитал, где она училась, кем собиралась стать в советское время, когда еще не было так удобно использовать торговлю цветами для прикрытия торговли людьми?

Улики для ответа на этот вопрос или хотя бы для какой-то гипотезы приходится собирать по незначительным крупицам, как собирает их отстраненная от дела угрюмая следовательница (Дарья Савельева), словно сошедшая со страниц скандинавских детективов с коньяком в бутылочке из-под Nestea, девизом «Проницательность не пропьешь» и с личной заинтересованностью в том, чтобы найти убийцу.

«Обычная женщина»«Обычная женщина»

У зрителя личный интерес к «обычной женщине» возникает не сразу — в первой, разгоночной серии больше следишь, насколько у актрисы растрепались локоны между дублями. Но потом события набирают оборот, героине становится не до укладки, она убирает волосы в удобный хвостик, становясь все более невзрачной и обычной, и от этого все больше будоражит любопытство тайна непрошибаемого хладнокровия женщины, которая ни разу не теряет самообладания и даже не повышает голос в ситуациях, когда и неординарный мужчина был бы близок к истерике.

Возможно, ближе к развязке авторы и посвятят нас в предысторию героини, но в первых сериях улик у пытливого социолога очень мало, приходится полагаться на интуицию. Старшая дочь, которую мать пытается заставить уделять больше внимания учебе, в момент ссоры огрызается: «А на *** ты училась четыре года, на *** тебе диплом? Все равно цветами торгуешь». То есть женщина наша с высшим образованием, но непонятно с каким. В самые критические моменты героиня усмиряет нервных девушек устрашающим ледяным голосом: «Ну-ка успокойся». И постепенно вспоминаешь, где ты слышал эти приказные интонации — в средней школе.

На съемках сериала «Обычная женщина»На съемках сериала «Обычная женщина»

Потихоньку пазл начинает складываться: конечно, если муж — врач, то жена — учитель. Идеальная семья. Вот только учитель чего? Героиня проговаривается, когда на предложение старшей дочери подарить младшенькой планшет презрительно бросает: «Лучше книжку». А когда она встречается с новой сотрудницей, отрекомендованной как «медалистка с филфака МГУ», то и вовсе оказывается на грани провала, задав оригинальный вопрос: «А если она им Бодлера начнет читать?» Внутренний зрительский следователь немедленно хватается за эту наводку: почему именно Бодлера? Кроме «Цветов зла», в тему вспоминается еще и «Торговка разных цветов» из пьесы о жизни проституток, проживающих на улице греха, вставленной в набоковский «Дар». В общем, все похоже на то, что перед нами несостоявшаяся или бывшая советская училка (предположительно, литературы), одна из тех, которые, глядя на слишком ярко накрашенных учениц, возмущенно спрашивали: «Что же из тебя вырастет? Проститутка?» Именно таким немного брезгливым взглядом смотрит на своих секс-работниц сутенерша, не допускающая и тени мысли, что из ее девочек вырастет что-то другое.

«Обычная женщина»«Обычная женщина»

Даже своей дочерью-прогульщицей она возмущается так: «Ее сейчас вышибут из института, и пойдет она стены штукатурить или туалеты мыть». Лежащий рядом в супружеской кровати мрачный муж, утомленный бурной личной жизнью, успокаивает: «Скажи еще, пойдет в проститутки», не подозревая, насколько он близок к истине.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

27 октября 2018128
3 октября 20188
22 августа 201819
20 октября 2018229

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации