В Голливуде разворачивается новый скандал: Скарлетт Йоханссон обвинили в ущемлении прав трансгендерных людей, а Дуэйна Джонсона — инвалидов.
Скарлет Йоханссон получила роль трансгендерного мужчины в фильме Руперта Сандерса, что вызвало протесты активистов, защищающих права меньшинств. Трансгендера должен играть трансгендерный актер, считают они. Актрисе пришлось отказаться от проекта. В это же время в американском прокате оказался фильм «Небоскреб», в котором Дуэйн Джонсон предстал в образе специалиста по безопасности, потерявшего ногу. На сайте Deadline появилось открытое письмо паралимпийской чемпионки и актрисы Кэти Салливан («Меня зовут Эрл»), осуждающее участие Дуэйна Джонсона. Инвалида должны играть инвалиды, говорится в тексте. К чему приведет такая логика?
Скарлетт как Данте
Новость о запуске нового проекта режиссера «Белоснежки и охотника» и «Призрака в доспехах» Руперта Сандерса появилась 2 июля. Аукцион на съемки картины выиграла кинокомпания New Regency Picture, которая в прошлом работала как над дорогостоящими блокбастерами («Гнев», «Мистер и миссис Смит», «Рыцарь дня», «Кредо убийцы»), так и над более авторскими проектами («12 лет рабства», «Фонтан», «Выживший», «Бёрдмэн», «Ной»).
В центре сюжета фильма Rub & Tug (возможный вариант перевода — «Потереть и передернуть») — жизнь криминального авторитета Данте Текса Гилла, который родился женщиной, но считал себя мужчиной. Гилл появился на свет в 1930 году в Питтсбурге и получил первый привод в 18 лет. В 23 года был арестован за проституцию. В конце 1960-х Данте окончательно расправился с женским именем Джин, данным при рождении, и связался с питтсбургским мафиози Джорджем Ли. Получив должность управляющего массажным салоном «Спартак» (Ли держал сеть таких замаскированных борделей), Данте стал сутенером, научился скрываться от полицейских рейдов и вести легальное бизнес-прикрытие. Когда Ли в 1977 году убили, Данте смог пробиться выше по карьерной лестнице. Он устранил конкурентов, в начале 1980-х стал монополистом массажных салонов Питтсбурга, сколотил состояние, но в 1984-м был арестован и получил срок за уклонение от налогов. Данте провел несколько лет в тюрьме и скончался в 2003 году.
Согласно сценарию Гэри Спинелли (автор «Сделано в Америке»), определяющим моментом в жизни Данте были его отношения с девушкой Синтией, на которой он женился. Для Йоханссон роль стала бы очень непростой и требовала бы немало отдачи, начиная с изменения физической формы — Гилл был корпулентным мужчиной. Нацеливалась ли актриса на «Оскар», соглашаясь на проект? Скорее всего. Но, возможно, это просто был интересный сценарий, благодаря которому Йоханссон вышла бы из образа Черной Вдовы и проявила свой драматический талант. В конце концов, Голливуд не так часто отдает на откуп женщинам студийные проекты. Согласно докладу WMC о положении женщин в американских медиа, с 2010 по 2015 год в американский прокат вышло всего 29,4% фильмов с женщинами в главных ролях.
Что же случилось?
В тот же день, когда стало известно об участии Йоханссон в проекте, в сети стали появляться возмущенные комментарии простых пользователей. «Говорят, в следующем фильме Квентина Тарантино Скарлетт Йоханссон сыграет Мишель Обаму», — писал @gregperkinss. «Вместо Скарлетт Йоханссон надо было взять трансгендерного мужчину. Неудивительно, что она согласилась на эту роль», — юзер @ItsJam_Ok. @kish_lal припомнила актрисе ее активизм: «Скарлетт Йоханссон — белая женщина, которая жалуется на несправедливость, но при первой же возможности подставляет цветных и трансгендерных людей». «Самое странное, что режиссера жестко критиковали за вайтвошинг (когда белый актер играет роль, предназначенную человеку другой расы. — Прим. ред.), когда он взял Скарлетт Йоханссон на роль Мотоко. И теперь он не только повторяет свою ошибку, но и с той же актрисой. Как такое возможно?» — юзер @GregorArnott.
Йоханссон действительно подверглась жесткой критике за участие в киноверсии аниме «Призрак в доспехах». Ожидалось, что роль отойдет азиатской актрисе, однако студия решила иначе. Впоследствии режиссер аниме Мамору Осии сообщил, что не имеет ничего против назначения Йоханссон на роль Майора.
Все эти твиты собраны в статье на сайте Bustle (женский онлайн-журнал), которая вышла 3 июля. Автор текста обратилась за комментарием к представителям актрисы и получила следующий ответ: «Передайте им, чтоб обратились за комментариями к пресс-атташе Джеффри Тэмбора, Джареда Лето и Фелисити Хаффман». Все эти актеры играли транс-людей: Тэмбор — в сериале «Очевидное», Лето — в фильме «Далласский клуб покупателей», Хаффман — в фильме «Трансамерика». Все они были цисгендерными актерами (цисгендерный человек — тот, чей социальный пол, то есть гендер, совпадает с биологическим полом), как и Йоханссон.
Текст с ответом актрисы 3 июля ретвитнула активистка кампании «Оскар — такой белый» Эйприл Рейн и прокомментировала: «Скарлетт Йоханссон получила массу недовольства из-за вайтвошинга в фильме „Призрак в доспехах“, где ее героиня должна была быть азиаткой. Фильм провалился. Это ее не смутило, и она объединилась с тем же режиссером, чтобы играть трансгендерного мужчину в Rub & Tug».
После этого поднялась настоящая волна. Согласно Google Trends, отражающему статистику поисковых запросов, новость о кастинге Йоханссон не вызвала в мире особого интереса. Всплеск начался после того, как твит Рейн и текст комментария из Bustle подхватили другие англоязычные СМИ — как связанные с кино, так и обычные. Как видно из графика, пик интереса к теме со стороны пользователей поисковика пришелся на 5 июля.
Особенное возмущение вызвали слова Йоханссон у трансгендерных актрис. Трейс Лисетт из «Очевидного» написала: «Значит, вам можно и дальше играть нас, но нам нельзя играть всех? Голливуд прогнил. Я бы не расстроилась так, если бы могла приходить на прослушивание вместе с Дженнифер Лоуренс и Скарлетт на цис-роли, но так не бывает». Лисетт добавила: «Вы не только играете нас, крадете наши истории и возможности получить роли, но затем еще и радуетесь премиям за то, что подражаете нашим жизням». Джеми Клейтон, известная по сериалу «Восьмое чувство», а также принимавшая участие в фильмах «Неоновый демон» и «Снеговик» на третьих ролях, отметила, что транс-актерам очень трудно получить роль цисгендерных персонажей.
Действительно, это проблема: транс-актеры получают только роли транс-персонажей, которых и так очень мало на большом экране. На телевидении с этим получше. Например, сериал Райана Мёрфи «Поза» повествует о жизни транс-людей в Америке 1980-х, и всех трансгендерных женщин играют трансгендерные актрисы. Но финансирование сериалов устроено иначе, и Голливуд не спешит идти тем же путем. Rub & Tug, пожалуй, первый студийный проект с большим бюджетом (30 млн долларов), который мог бы показать историю столь необычного для обывателя человека.
13 июля Йоханссон отказалась от участия в картине, извинившись перед трансгендерным сообществом за свои нетактичные комментарии. Отдельный вопрос, который возникает в связи с этим: почему молчат авторы проекта? Девять продюсеров (Йоханссон была десятой) и режиссер Сандерс не сказали ни слова. А меж тем среди продюсеров фильма были весьма известные люди — Джоэл Силвер, известный по франшизам «Смертельное оружие» и «Матрица», и актер Тоби Магуайр. Но в итоге весь гнев Twitter и последовавших яростных текстов на англоязычных сайтах обрушился на Йоханссон — женщину, которая и без того находится в непростом положении в Голливуде (помним про 29,4%). Как сообщает The Wrap, Rub & Tug уже практически мертв. Связанные с проектом инсайдеры утверждают, что снимать его уже не будут.
Репрезентация и что с ней делать
Присутствие представителей различных меньшинств на экране — тема отдельного и большого разговора. Например, долгое время Голливуд относился крайне плохо к геям, показывая их во времена кодекса Хейса как убийц, извращенцев и злодеев. И хотя отношение американского общества начало меняться после Стоунволла в 1969-м, Голливуд снял первый мейнстримовый фильм с геем в главной роли только в 1993-м — это была «Филадельфия» Джонатана Демме с бюджетом 26 млн долларов (около 45 млн долларов в пересчете на нынешний курс). Том Хэнкс, уже имевший за плечами хиты «Мальчишник», «Всплеск», «Большой» и «Неспящие в Сиэттле», сыграл умирающего от СПИДа гея. При этом Хэнкс — гетеросексуальный актер. Это был первый голливудский фильм с большим бюджетом и со звездой в главной роли, который поднимал проблему СПИДа в США. Однако даже из него удалили сцены, показывающие нежные отношения героев Хэнкса и Антонио Бандераса, включая постельную. Картина собрала 206 млн долларов, пять номинаций на «Оскар» и получила два из них (Том Хэнкс за лучшую мужскую роль и Брюс Спрингстин за песню).
Глобально ситуация не изменилась. Голливуд по-прежнему живет по принципу «don’t ask don’t tell»: большинство актеров держат свою ориентацию в секрете. Большие студии не снимают картин про гомосексуальные отношения (пожалуй, единственным исключением остается «Горбатая гора» с Джейком Джилленхолом и Хитом Леджером). Но при этом открытые актеры-гомосексуалы, как, например, Нил Патрик Харрис, Мэтт Бомер и Джим Парсонс, спокойно играют гетеросексуальных героев. Сегодняшнее требование активистов нарушает право на приватность. Актеры должны признавать как ориентацию, так и трансгендерность, чтобы играть соответствующие роли. Что делать тем, кто не готов «выходить из шкафа»?
Меньшинства (в том числе и трансгендеры) остаются уделом фестивального кино. Так, «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в этом году получила драма «Фантастическая женщина», где трансгендерная актриса Даниэла Вега играет Марину, которой приходится собирать свою жизнь заново после смерти любимого человека. А в секции «Особый взгляд» 71-го Каннского фестиваля был представлен фильм «Девочка» — тонкая и красивая лента о взрослении трансгендерной девушки, которая танцует в балете. Трудолюбивая, позитивная и талантливая Лара, родившаяся Виктором, с нетерпением ждет, когда ей исполнится 16 лет, чтобы начать гормональную терапию. Бельгиец Лукас Донт, дебютировавший в режиссуре, просмотрел 500 актеров на главную роль и выбрал Виктора Полстера — гетеросексуального цисгендерного танцора, который идеально вписался в роль. Жюри во главе с Бенисио дель Торо наградило Полстера за работу в фильме не зря (кстати, «Девочка» куплена для российского проката и, если получит прокатное удостоверение, выйдет осенью).
Медленный Голливуд
Теперь же вернемся к истории с Джонсоном. Кэти Салливан, у которой ампутированы обе ноги, пишет, что она была рада видеть героя-инвалида в драме «Форрест Гамп». Затем она узнала, что игравший его актер Гэри Синиз абсолютно здоров, и расстроилась: «Оказалось, он сидел в зеленых носках, а его ноги потом стерли. Я сразу почувствовала, что меня тоже стерли».
Салливан просит Джонсона впредь отказываться от подобных ролей, поскольку около 20% жителей планеты — инвалиды. Актриса отмечает, что инвалиды были показаны в фильмах «До встречи с тобой» (Сэм Клафлин играл парализованного юношу), «Сильнее» (Джейк Джилленхол играл жертву теракта) и «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (Хоакин Феникс в роли обездвиженного художника у Гаса ван Сента), но играли их здоровые актеры.
Случаи, описанные Салливан, являются примерами студийных фильмов. Кроме, пожалуй, драмы Ван Сента — это как раз авторское кино, которое в Северной Америке прокатывает Amazon. Снято оно за очень небольшие деньги и во многом благодаря участию Феникса. «До встречи с тобой» стоил 20 млн долларов в производстве и собрал 208 млн долларов. «Сильнее» был снят за 30 млн долларов и провалился в прокате, собрав всего 8 млн долларов (несмотря на очень теплый прием у критиков). У «Небоскреба» еще более мощный бюджет — 125 млн долларов, и, судя по началу проката, он не сможет вернуть вложения.
Все эти цифры даны неслучайно. Призывающие к инклюзивности активисты забывают о том, что Голливуд — это прежде всего бизнес. И он не любит резких движений. Только что его озадачили тем, что в фильмах мало темнокожих актеров, затем оказалось, что мало женщин, а теперь началась волна с требованием инклюзивности и репрезентации меньшинств. Волна, к слову, более чем правильная — мир гораздо разнообразнее, нежели его представляют студии. Но пока не появится «Филадельфия» о трансгендерных людях, ситуация не изменится. Таким прорывом могла бы стать «Девушка из Дании», но фильм, стоивший 15 млн долларов, собрал в Америке всего 11 млн долларов. Мог бы стать таким фильм Сандерса со Скарлетт Йоханссон, но теперь, когда актриса покинула проект, он, скорее всего, не будет снят. Если же привлекут неизвестного трансгендерного актера, бюджет снизится в 10 раз. Для фильма, действие которого развивается в прошлом, это критично. Логично ли поступили активисты, разнося Йоханссон? С точки зрения соответствия своим этическим принципам — да. С точки зрения репрезентации трансгендеров и их продвижения в Голливуде в дальнейшем — вряд ли.
Кстати, 72% зрителей, купивших билет на «Небоскреб», сделали это только ради Дуэйна Джонсона.