Безумные идеи Джеймса Кэмерона, огромная марионетка Королевы, новые костюмы Чужих — рассказываем, как делали монстров для сиквела фильма Ридли Скотта.
К моменту выхода на экраны фильма «Чужой» кино о монстрах, которое активно делали в 1930-х («Кинг-Конг», «Франкенштейн», «Доктор Джекилл и мистер Хайд»), постепенно ушло в загончик фильмов категории Б. Студии снимали истории вроде «Создания из Черной лагуны», но затраты на монстров были минимальными. Хорроры продолжали существовать в стороне от всего «приличного кино» в 1960-х и 1970-х.
Британский режиссер Ридли Скотт доказал, что фильмы ужасов могут быть умными, интересными и с роскошно выполненным монстром в придачу. «Чужой» возродил жанр, а также интерес Голливуда к кинематографическим чудовищам. Снимать продолжение после успеха «Терминатора» позвали Джеймса Кэмерона. Он не стал повторять «Чужого» и снимать очередной фильм ужасов. Вместо этого Кэмерон задумал фантастический триллер с элементами хоррора. Работать над созданием инопланетных тварей позвали Стэна Уинстона (он со своей командой собрал Терминатора). Кэмерон пришел в студию Уинстона и заявил: «А что, ребята, не хотите ли прокатиться в Англию и сделать Чужого?» Ребята хотели.
Королева бала
Первым делом начали готовить существ, знакомых по рисункам Гигера — от грудолома до лицехватов и ксеноморфов. Швейцарский художник Ганс Руди Гигер славился своим уникальным стилем: сплавы органики и механики, соединение людей и машин. Чужого он создал специально для Ридли Скотта. Кэмерон вспоминал: «Мне хотелось оставить в Чужом то, что было от Гигера, но не очень-то ограничиваться. Понятно, что мы должны были опираться на уже существующие организмы, но оглядываясь на то, как еще они могли бы проявлять себя». На встречах со скульпторами Кэмерон делал рисунки, чтобы лучше объяснить, что именно требуется от новых чудовищ.
В третьем акте фильма зрителей ждал сюрприз в виде гигантской Королевы Чужих: герои триллера получали сражение с финальным боссом, а мы узнавали, как размножаются эти твари. Кэмерон так поясняет свое решение ввести Королеву: «Мы видели появление паразита из яйца, видели, во что, вырастая, превращается эмбрион. Но взрослая форма совершенно точно не могла бы отложить тысячи яиц, которые мы видели на заброшенном корабле. По крайней мере такова была моя теория. Поэтому я взял на вооружение образ большого пространства, заполненного яйцами, и придумал иерархическую структуру, похожую на улей с гигантской королевой-маткой внутри».
Режиссер уже знал, на что способны кукловоды студии Уинстона, когда те разрабатывали эндоскелет в человеческий рост для «Терминатора». По задумке Кэмерона Королеву Чужих следовало изваять в полный рост, чтобы актеры могли полноценно взаимодействовать с ней на площадке. Уинстон ценил доверие Кэмерона, но поначалу сомневался, что его студии удастся изготовить четырехметровую куклу.
Кэмерон придумал и способ управления куклой — по меркам студии Уинстона весьма радикальный. Ее должны были повесить с помощью крана, а внутри разместить двух человек, которые двигали бы четырьмя лапами. За остальные движения отвечала бы гидравлика, а также манипуляции с подпорками и тросами. Уинстон вспоминает: «Когда Джим пришел ко мне с идеей запихнуть двух человек в тело Королевы, я было подумал, что он сошел с ума. Никто раньше так не делал. Но потом, хорошенько подумав, я понял, что мы, скорее всего, сможем это устроить». Преимущество такого решения заключалось в том, что управление конечностями становилось более органичным, и монстр выглядел более живым.
Сначала Уинстон попытался схитрить: он нарисовал конструкцию, внутри которой помещался один человек, а следовательно, Королева оставалась лишь с парой лап. Кэмерон конструкцию забраковал. Идеи режиссера на бумаге казались выполнимыми, так что кукловоды не особенно сопротивлялись. Чтобы проверить идею Кэмерона, они соорудили «Королеву из мусорных мешков» — конструкцию, способную выдержать двух людей внутри и покрытую обычными пакетами для мусора. Каким-то чудом она работала.
Теперь нужно было увеличить макет Королевы до четырех метров. Отдел Уинстона базировался на студии в калифорнийском Нортридже. Сделанные конструкции отправили на студию Pinewood под Лондоном. Чтобы завершить работу над Королевой, наняли британскую команду — перевозить всех сотрудников через океан было слишком дорого. В Лондоне ребята Уинстона начали подмерзать, и для теплолюбивых калифорнийцев поставили газовые обогреватели. Периодически они сбоили, газ вытекал, и кукольники едва успевали выключать приборы.
Королеву собирали на глазок из запчастей, присланных из Америки, и из тех, что удавалось изготовить в Англии. Скелет-арматуру покрывали легким пенопластом, чтобы не утяжелять фигуру, которой должны управлять кукловоды. Два каскадера в теле Королевы двигали не только четырьмя лапами, но и хвостом. Он приводился в действие с помощью рычагов в «бедрах» Королевы.
Смастерили две головы. Одна была очень прочная и тяжелая, способная выдержать серьезную нагрузку, другая — полегче. Обе управлялись с помощью гидравлики, чтобы лучше показать мимику твари. Основная, для крупных планов, была более функциональной, в ней находились встроенные механизмы, которые отвечали за движение головы и языка.
Как заставить эту махину двигаться, кукловоды не представляли.
Проблему решил Джон Ричардсон, ветеран британской киноиндустрии, работавший над всеми фильмами о Джеймсе Бонде. Оказалось, что идея подвесить ее на подъемный кран в студии была нежизнеспособной. Ричардсон разработал систему устройств, которые поддерживали куклу разными способами в зависимости от кадра, типа действия и угла камеры. Где-то она свешивается с механической руки, где-то закреплена на кронштейне, спрятанный в позвоночнике Королевы. Гидравлика, которой управляли операциями, приводила куклу в движение. До этого студия Уинстона никогда не использовала гидравлику, но размеры куклы заставили освоить новую технологию.
Когда снимались «Чужие», компьютерные технологии еще не настолько развились, чтобы можно было стирать тросы из кадра, поэтому все механизмы, поддерживающие Королеву, приходилось прикрывать задымлением и световыми уловками.
Он вам не Чужой
Помимо Королевы, Уинстону предстояло поработать и над другими ксеноморфами. Получив костюм Чужого, который использовался в фильме Ридли Скотта, все поразились, как режиссеру удалось преобразить его в кадре. Ведь костюм был сделан из чего попало.
Чужой Скотта был покрашен в черный, по всему костюму были наклеены ленточки для придания текстуры, а на поясе красовались крышки от бутылок. Ступнями служили обычные черные «конверсы», покрытые латексом. Посмотрев на это при дневном свете, Кэмерон и Уинстон наполнились уважением к Скотту, сумевшему сделать Чужого в фильме по-настоящему жутким.
Чужого слегка видоизменили, объяснив это небольшой мутацией существа. Самым большим отличием стали движения, для которых Кэмерон разработал специальную хореографию. Теперь Чужому надлежало двигаться как насекомому, и для достижения эффекта каскадеров подвешивали на тросах и снимали движения в обратном порядке.
Костюм стал более гибким, без жестких конструкций, чтобы каскадеры могли свободнее передвигаться. В его основе было черное трико, на которое крепились легкие латексные наросты. Уинстон вспоминал: «Мы изо всех сил старались сохранить силуэт Чужого, но при этом сделать его мобильным, чтобы Джим мог подвешивать его, заставлять ползать по стенам. И чтобы не было ощущения, что внутри костюма находится человек».
Для сцен, где нельзя было снимать каскадеров, студия Стэна Уинстона создала шесть двухметровых ксеноморфов — сложные конструкции с аниматроникой и кукол для общих планов.
Немного изменились и грудоломы. Уинстон снабдил паразитов двумя лапками, чтобы им было легче прорываться через сконструированного человека. В кукле грудолома скрывалась очень прочная металлическая конструкция, позволявшая ему вырваться на волю без особых усилий. В сиквеле грудолом получился более подвижным, равно как и лицехват — теперь он мог бегать, а не просто прыгать на жертву и инертно висеть.
Съемки «Чужих» длились на протяжении десяти месяцев. Кэмерону приходилось бороться с привычкой английских членов съемочной группы делать перерывы на чай. Кроме того, англичане считали 31-летнего режиссера слишком молодым и не верили в его способность достойно продолжить картину Скотта. Оператор Дик Буш хотел добавить свет в сцену с гнездом Чужих, но Кэмерон настоял на своем. Буш покинул фильм, а вместе с ним часть группы. Несмотря на все сложности, режиссер уложился в бюджет (18 млн долларов), а вышедший летом 1986-го фильм заработал в мировом прокате 180 млн долларов (что равняется 410 млн долларов с учетом инфляции), став одним из самых кассовых проектов с рейтингом R.
За работу над фильмом Стэн Уинстон получил свой первый «Оскар». Впоследствии он получит еще три — два за «Терминатора 2» и один за «Парк Юрского периода».