Что смотреть во время чемпионата мира, кроме футбола? Конечно, футбол в кино! Собрали главные фильмы, создатели которых знают толк в игре и понимают ее как часть жизни.
Снимать кино про футбол непросто. Режиссеру часто приходится жертвовать драматургией спорта ради сценария, существующего по совсем другим законам. Так что фильмы, которые все-таки осмеливаются задействовать в своем сюжете футбол, часто остаются слабым подобием настоящей игры. Эмоциональные качели, недолгая эйфория от побед на газоне — в руках ремесленников все эти внешние атрибуты футбола превращаются в его единственный смысл. Как будто зритель-болельщик — это какая-то коллективная собака Павлова, реагирующая только на самые грубые раздражители: счет на табло, раздача трофеев, визиты чемпионов к главам государств.
Но есть и другие способы показывать игру на экране. Таким, каким его любим мы. Ведь для болельщика футбол — это не мгновенный результат, а длительный процесс: девяносто минут отдельной игры, сорок матчей сезона или целая жизнь, проведенная в сцепке с однажды выбранной командой. В конце концов, футбол — это отражение человека, общества, а иногда и целого космоса с его драматическим столкновением стихий и элементов. Как и фильмы. Поэтому хорошие режиссеры всегда уравнивают в правах камеру и мяч, порождая их симбиоз, открывая возможность для более глубокого понимания не только футбола, но и кино. Да и самой жизни.
Футбол как жизнь
«Страх вратаря перед пенальти», режиссер Вим Вендерс
Подчеркнуто футбольное название этой экранизации романа Петера Хандке обманчиво: игра возникает на экране лишь в двух сценах фильма — первой и последней, да и то без всякого пиетета перед ее главным фетишем, его величеством результатом. Но в этом и весь смысл.
Беспричинный бунт Йозефа Блоха — голкипера, ставшего убийцей и беглецом (который, впрочем, и не думает ни от кого прятаться) — обретает логику и объяснение только в свете профессии протагониста. Расшатанные нервы, вечная тревога, подспудное стремление отвлечься, сбросить броню концентрации (на мяче, разыгрываемом где-то вдали, без твоего участия), чувство одиночества в окружении людей (даже среди игроков своей команды)... Ничего из этого Вендерс прямо не называет (Блох лишь раз за разом представляется: «Вратарь»). Но все перечисленные эмоции буквально впечатаны в резкие, контрастные кадры. Это не игра — это жизнь в ФРГ.
Футбол как бегство от реальности
«Путешественник», режиссер Аббас Киаростами / «Офсайд», режиссер Джафар Панахи
Школьник Кассем, герой второго полного метра иранца Киаростами, не думает ни о чем, кроме футбола: на занятиях он тайком штудирует журнал о профессиональных командах и игроках; после уроков бежит разыгрывать с друзьями натуральные баталии с мячом на улицах своего маленького городка. Ну а о чем, действительно, еще думать? Взрослые ведь тоже заняты всякой ерундой: мать только и делает, что стирает; отец молча смолит одну сигарету за другой. Но когда Кассем соберется в Тегеран на матч любимого «Персеполиса», все окажется действительно серьезно. Ради футбольной мечты мальчишке придется пожертвовать всем — моралью, достоинством, даже дружбой. Эскапизм стоит дорого, даже если ты бежишь от реальности в невинную игру.
Особенно высока эта цена в репрессивных обществах, что подтверждает «Офсайд» — фильм другого иранца, Джафара Панахи (за бегство в свободный мир кино ему самому пришлось заплатить домашним арестом). Здесь на футбольный матч мечтают попасть девочки (исламские законы запрещают женщинам всех возрастов посещать подобные мероприятия), но все их смешные и хитроумные попытки обойти дискриминацию обречены. Урок, который стоит выучить не только иранской публике.
Футбол как игра случая
«Тренер», режиссер Стив Бэррон
Иррациональность футбольного действа и абсурдность сопровождающего его хайпа особенно хорошо видны в пародийном жанре мокьюментари. Тем более если такая пародия снята с превосходным знанием матчасти самой игры и штампов традиционной спортивной документалистики. Фильм Стива Бэррона и не думает притворяться документальным, но источник всех шуток тут — это достаточно тонко сымитированная стилистика и апломб спортивного ТВ. Другой объект сатиры — собственно футбол со всеми его парадоксами. Бэррон рассказывает о восхождении на пост тренера сборной Британии самого некомпетентного коуча в истории футбольного кино. Майк Бассет (Рикки Томлинсон), самодовольный и извергающий тонны банальностей ретроград, выступает пародией на всех реальных и вымышленных тренеров сразу (это кино могло бы стать идеальным дабл-фичером к режиссерскому дебюту Данилы Козловского). Неожиданное чудо в финале истории Бассета (не будем спойлерить) — убедительное и веселое доказательство того, что значение личности в футболе возмутительно переоценено, а вот решающая роль случая стыдливо замалчивается.
Футбол как мистерия
«Назидание», режиссеры Борис Юхананов и Александр Шейн
Футбольные комментаторы и аналитики, а также авторы художественных фильмов по мотивам реальных матчей имеют обыкновение преувеличивать важность игры, беззастенчиво используя лексику, больше подходящую для религиозной литературы. Это свойство разговоров о футболе и обыгрывает упоительный нон-фикшен Юхананова и Шейна. Значение судьбы и божественного промысла тут доведено до комического абсурда. Поначалу «Назидание» притворяется типовой спортивной документалкой и раскручивает легендарный конфликт Зинедина Зидана и Марко Матерацци в финале ЧМ-2006. Вскоре, впрочем, авторы впадают в раж и начинают доказывать, что инцидент стал проявлением божьей воли. Аргументы? Какие угодно. В ход идут и торжественные хоралы за кадром, и пристальный анализ татуировок футболистов, в какой-то момент даже вспоминают Гитлера. Перед нами была разыграна мистерия, поучает Юхананов, но, конечно, правильнее говорить о мистификации. Подлинно божественной природой тут наделен не футбол, а как раз кино, инструменты которого позволяют авторам убедительно связать воедино лишенные всякой связи события и заставить зрителя поверить в присутствие высшего разума и смысла в иррациональном (см. выше) по своей природе футбольном действе.
Футбол как гуманизм
«Вторая игра» и «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбойю
Один из лидеров румынской новой волны, Корнелиу Порумбойю вырос в семье профессионального футбольного арбитра и близко дружит с человеком, вот уже второе десятилетие разрабатывающим новые, более гуманные правила игры. Из этих двух пунктов режиссерской биографии выросли два документальных фильма режиссера. Оба заставляют посмотреть на футбол с абсолютно неожиданной стороны.
Вот «Вторая игра». Режиссер с отцом смотрят запись телетрансляции матча румынской лиги 1988-го между столичными «Стяуа» и «Динамо» (его судил Порумбойю-старший) и разговаривают за жизнь. Режиссер отчаянно пытается выжать из родителя интересные воспоминания о той игре, насыщенной сиюминутными драмами эпохи заката Чаушеску. Отцу интереснее пироги жены, и он буквально хохочет над сыном-кинематографистом: «Это, говоришь, будет кино такое? Никто не будет его смотреть, учти». Смотреть, впрочем, стоит. В рыхлой, архаичной телекартинке с заснеженного дряхлого стадиона содержится достаточно чувственной правды о позднем румынском социализме, а в диалоге отца и сына — универсальной, вечной истины о быстротечности жизни.
А вот — уже недавний «Бесконечный футбол». Его герой, чудаковатый бюрократ из глубинки, в свободное время создает сумасшедшую, невозможную теорию футбола будущего, в котором звездой будет мяч, а не игроки. Смешно? На самом деле нет. Игра становится стартовой площадкой для неудержимой человеческой мысли, ее непредсказуемого полета и широчайшего (до абсурда) размаха.
Футбол как ремесло
«Футбол как никогда раньше», режиссер Хельмут Костард / «Зидан. Портрет XXI века», режиссеры Дуглас Гордон и Филипп Паррено
«Есть навык, которого многие из нас успели лишиться, а именно наблюдение за простой деятельностью», — предварял первый немецкий телепоказ показ ленты «Футбол как никогда раньше» комментарий диктора. Но ничего простого (в смысле банального) в карьере Джорджа Беста, звезды «Манчестер Юнайтед» 1960-х, не было. На протяжении трех-четырех лет полузащитника считали одним из лучших игроков на планете. Костард, немецкий экспериментальный режиссер из поколения Вендерса и Херцога, в своем фильме наблюдает за действиями Беста в течение одного матча — против «Ковентри» в 1970 году. Восемь камер, сосредоточенных на единственном игроке — и ничего больше. Ни саундтрека (слышно лишь шум трибун), ни комментария, ни повторов, ни высказываний самого игрока.
Монотонное, но ни в коем случае не скучное созерцание профессиональной деятельности заставляет зрителя самостоятельно придумывать вопросы к происходящему. Почему Бест предпочитает в конкретной ситуации на поле именно такое решение? Как футбольный талант соотносится с хайпом вокруг игрока за пределами поля (Бест был одной из первых суперзвезд соккера, чья личная жизнь и образ плейбоя не покидали страниц таблоидов)? Что, в конце концов, происходит все это время у него голове? Ответы Костард великодушно предлагает аудитории тоже искать самостоятельно. В этом ключевое отличие его фильма от склеенного по тому же принципу, но куда менее эффективного фильма о Зидане. Казалось бы, Дуглас Гордон и Филипп Паррено вооружены массой интересных приемов: смена разных техник съемки, примодненный, от группы Mogwai, саундтрек, даже субтитры с мыслями героя. Но иногда сложность мешает, как развязавшийся шнурок бутсы.
Футбол как идеология
«Игра их жизни», режиссер Дэниел Гордон / «Центральный нападающий», режиссеры Ким Гир-ин и Пак Чон-сон
Мало что на свете звучит так абсурдно, как казенные слова о важности спортивной победы, самоотдаче на поле и командном духе. Особенно когда из игры вымывается ее коммерческая составляющая, то есть когда клубные команды сменяются сборными, а футбол для самих игроков (на словах) перестает быть средством заработка и превращается в исполнение почетной повинности. Но этот псевдопатриотический фарс может превратиться и в высокую драму, когда речь идет о сборных действительно тоталитарных стран. Таких как Северная Корея, например.
Именно о такой игре — сенсационном выступлении сборной КНДР на ЧМ в Лондоне 1966-го — и рассказывает документальный фильм BBC «Игра их жизни». Ядро его составляют интервью с семью живыми (по состоянию на 2002 год) игроками, превратившимися в ходячие вешалки для орденов (каждый размером с блюдце). Старики сально шутят и произносят типичные для спортсменов банальности, подчеркивают, что бились они прежде всего за Великого вождя и Учителя Ким Ир Сена, поют те же песни, что звучали на самолете из Пхеньяна в Лондон в 1966-м. То, что все эти вроде дежурные реплики — это не пустой звук, становится ясно не сразу. Слово за слово, и вот герои начинают рассказывать, как они дрожали от ужаса в первую ночь на вражеской земле и как шли на ворота итальянской сборной (разумеется, как на вражеский дзот).
Кое-кого из рассказчиков можно увидеть и в игровом северокорейском «Центральном нападающем». Тут заезженный сегодня до скрипа стандарт историй о личном росте через спортивный успех звучит как новенький. Хотя бы благодаря героическим режиссерским методам. Изображенная на экране школа мужества — кросс с рюкзаком, полным кирпичей, за спиной. Изматывающие тренировки в лютый мороз — это не игра, а реальность. Исполнителя главной роли буквально оттаивали кипятком, чтобы избежать переохлаждения. Вот он, подлинный экстаз единения со съемочной группой, с командой, с болельщиками, со страной.
Футбол как комедия абсурда
«Рудо и Курси», режиссер Карлос Куарон
Когда мы впервые встречаем братьев Рудо (Диего Луна) и Курси (Гаэль Гарсия Берналь), их еще зовут Бето и Тато. Бето и Тато играют в футбол на банановой плантации, где за сбором фруктов проходит их трудовая жизнь. Первый мечтает о карьере вратаря, второй предпочел бы сделать себе имя как певец с аккордеоном в руках. Счастливый, на первый взгляд, случай находит парней сам, когда рядом с их захолустьем глохнет кабриолет футбольного скаута-философа. Посмотрев на любительскую игру братьев, он приглашает их на просмотр в клуб из Мехико. Слава и остальные атрибуты футбольного успеха (девочки, наркотики, альбом аккордеонных баллад) быстро приходят к Рудо и Курси (такие прозвища герои получают в столице). Не менее стремительным становится и их падение со спортивного олимпа, обратно на плантацию.
Режиссерский дебют Карлоса Куарона как будто бы задействует классическую для жанра спортивной драмы формулу о пути к успеху и его превратностях. На деле же Куарон с убийственной иронией высмеивает всю современную одержимость селебрити-культурой, материальными благами и мифическим, невозможным идеалом самореализации. Простодушные Рудо и Курси могут быть дураками, которые мечтают о лучшей доле, но никакого влияния на собственные взлеты и падения их наивность не оказывает. Снова все решает случай. Героем-резонером тут кажется скаут, чей ироничный псевдофилософский закадровый комментарий к происходящему превращает в фарс любые покушения сюжета на серьезную драму. Но и его голос не совсем авторский. Смешная глупость пробивается и в речи этого доморощенного мудреца. Куарон, кажется, в принципе не верит в возможность понять мир — и в футбольный, и в тот, большой, что за пределами стадиона. Все (игроки, тренеры, умники) находятся в плену фатального заблуждения. Только сам мяч (читай: судьба) знает, куда ему лететь.
Футбол как коллективное бессознательное
«Удар головой», режиссер Жан-Жак Анно
Вот что писал про футбольных болельщиков в своей книге «Мир спорта: Страна американской мечты» спортивный журналист Роберт Липсайт: «Вся эта подавленная, штампованная ярость, эти страхи банкротства, преждевременной эякуляции, заработанного на работе рака, все эти искусственно спровоцированные страхи перед женщинами, перед чернокожими, перед молодыми и старыми льются с трибуны на газон, лед, паркет».
Нет, пожалуй, лучшей экранизации этих строк, чем «Удар головой» Жан-Жака Анно. Его герой — молодой усатый разгильдяй Перрен (Патрик Девэр), который и играет-то на любительском уровне — последовательно становится экраном для самых разнообразных проекций окружающей его публики. Вот он, бесполезный резервист, одного невинного проступка которого на тренировке достаточно не только для отчисления из клуба, но и для увольнения с содержащего команду завода. Вот — уже зарвавшийся монстр, якобы изнасиловавший в ночи случайную женщину. Вот — анфан террибль, вдруг ставший нужным команде и поэтому имеющий право на любые вольности. А вот — герой всего города, звезда парада в честь локальной победы (для нее достаточно вынесенного в название удара головой). Сам Перрен, впрочем, хочет просто жить в свое удовольствие и со своим достоинством. Анно, впоследствии сильно сдавший, здесь по большому счету снимает идеальную рифму к «Вальсирующим» с тем же Девэром. Только непредсказуемый танец жизни происходит уже на футбольном поле.
Футбол как свобода
«В поисках Эрика», режиссер Кен Лоуч
Живой классик английского кино Кен Лоуч не стесняется говорить о своей любви к футболу чуть ли не в каждом интервью (сам он, к слову, болеет по месту жительства за скромный «Бат Сити») . Неудивительно, что футбол в том или ином виде фигурирует во многих его фильмах. В «Кесе» одержимость учителя-тренера футболом и легендой «Манчестер Юнайтед» Бобби Чарльтоном служит фоном, а то и катализатором взросления главного героя. В «Золотом чутье» (The Golden Vision, 1968) документальные интервью с центральным нападающим «Эвертона» Алексом Янгом сплетаются с постановочными сценами жизни его персональных фанатов, создавая цельную и правдивую картину взаимозависимости футболистов и болельщиков, игры и окружающей ее жизни.
«В поисках Эрика» Лоуч отталкивается от той же идеи взаимной связи сцены и зрителей, но имеет дело уже с актуальными футбольными реалиями, в которых звезды окончательно коммерциализованной игры бесконечно далеки от своих поклонников. Современные футболисты давно превратились в таких же селебрити, как голливудские актеры или влиятельные политики, а их талант на поле — в повод для непрерывного производства медиахайпа. Болельщики же за эти годы ничуть не изменились, и, подобно герою «В поисках Эрика», почтальону Эрику Бишопу (Стив Эветс), они ищут в футболе средство побега от неприглядной реальности. Вводя в сюжет призрака бывшей звезды МЮ Эрика Кантона и заставляя его помогать страдающему почтальону советом и участием, Лоуч проделывает блестящий трюк. Он превращает обожествляемых футбольным миром идолов... не в призраков, нет — обратно в свободных от медийного рабства людей.