Несколько открытий в третий день фестиваля: Сергей Ливнев вернулся в режиссуру, а Дмитрий Месхиев — в соцреализм.
«Ван Гоги», режиссер Сергей Ливнев (основной конкурс)
Имя Сергея Ливнева сегодня основательно забыто даже профессионалами. Между тем в 1990-е Ливнев был одним из локомотивов нового российского кино. Благодаря его деятельности на Студии Горького взошла, например, звезда Николая Лебедева («Легенда № 17»), которому Ливнев дал возможность снять первый фильм «Змеиный источник». Он также был продюсером модной «Страны глухих» Валерия Тодоровского.
Ливнев работал и как режиссер. В его фильмографии — заметные картины 1990-х «Кикс» и «Серп и молот». Потом была странная история: обвинения в хищениях, похожие на разборки; Ливнев эмигрировал, приехал обратно, снова занялся продюсированием (среди его последних проектов — «Статус: свободен»). И вот «Ван Гоги», возвращение в режиссуру. Понятно, что перед премьерой все были очень заинтригованы.
Оказалось, что Ливнев снял кино очень личное, почти автобиографическое, исповедальное. Оно о трудных отношениях режиссера со своей матерью Мариной Голдовской, великим документалистом, одной из главных фигур перестроечного кино. О том, каково было Ливневу жить рядом с ее амбициями и самоуверенностью, видимо, переходившими в деспотизм. Но это не в коей мере не жалоба. «Ван Гоги» — это лирический фильм любящего сына, который пытается проститься со своими детскими обидами и увидеть за сложным характером взаимную любовь.
Конечно, в сюжете «Ван Гогов» много выдуманного. Начать с того, что вместо матери тут отец (просто потому, что Ливневу не удалось найти подходящую актрису) — великий дирижер (Даниэль Ольбрыхский), эгоцентрик, который даже не может запомнить, чем конкретно занимается его сын (Алексей Серебряков). А тот уехал в Израиль и стал востребованным современным художником. Характер отца, и без того невыносимый, стремительно ухудшается и переходит в старческую деменцию. Сын оказывается рядом, и начинаются взаимные обвинения, которые, конечно, должны привести к примирению.
«Два билета домой», режиссер Дмитрий Месхиев (основной конкурс)
Месхиев — режиссер с фильмографией, в которой соседствуют мрачный партизан-фильм «Свои», вдохновленные Гаем Ричи «Семь кабинок» и патриотический блокбастер «Батальонъ». От такого автора можно ждать всего, и его новая картина постоянно запутывает зрителя, меняя систему координат и даже жанр. Сначала кажется, что это суровая социально-подростковая драма про выпускницу интерната (Мария Скуратова), с которой нагловатый паренек (Евгений Ткачук) крутит роман, чтобы прописаться в ее новую квартиру. Потом девушка узнает, что она не сирота — отец (Сергей Гармаш) много лет назад убил ее мать и сидит в тюрьме. Девушка хочет отомстить и едет на зону. Тут начинается что-то типа «Кроткой» Сергея Лозницы. Но нет, это еще не сам фильм, а лишь пролог, вторая ступень сюжета, которая мгновенно отлетит, как только отец выйдет на свободу. Угрюмый, но обаятельный Гармаш не такой, чтобы его было просто застрелить из украденного пистолета. Он играет роль в духе Жана Габена, и героиня, которая старое французское кино не смотрела, все равно проникается харизмой пожилого преступника и отправляется с ним в путешествие.
При всем при этом «Два билета домой» — кино предельно советское по духу, так что все здесь где-то глубоко в душе очень добрые, просто никак не могут пролить свой затаенный внутренний свет друг на друга. Но режиссер поможет, и все будет хорошо.
«Двое», режиссер Тимофей Жалнин (конкурс дебютов)
Одна из традиций «Кинотавра» — ждать, когда победитель конкурса короткого метра снимет полнометражный дебют, и сразу включить его в основной. В 2013 году Тимофей Жалнин победил с короткометражным фильмом «F5» про двух балерин, которые приезжают в Питер из Челябинска на престижный конкурс и понимают, что им нужно срочно менять формат выступления, чтобы понравиться молодежи. Теперь постановщик в новом конкурсе дебютов с триллером «Двое», в котором временами слишком заметны схемы жанрового и российского кино (непременная социалка и нелюбовь).
Талантливый молодой менеджер уже несколько лет женат на дочери своего босса — жестокого и влиятельного человека. Но с женой как-то не склеивается, детей нет, отношения на нуле, дело идет к разводу. Мы застаем героев в момент, когда они отправились в поход и заблудились в опасной горной местности. Через ритмично повторяющиеся флешбэки и сны Жалнин открывает нам все новые и новые детали их отношений, а на первом плане — голод, стресс, охотничьи капканы, отчуждение, страх гнева злого тестя, ну, и смерти, конечно. Жалнин собрал библиотечку комплексов современного преуспевающего горожанина и упаковал их в триллер на пленэре. Он выглядит несколько искусственной конструкцией (чего стоит хотя бы стандартно синяя гамма, в которой сняты тревожные леса на камнях), но временами все же пробирает.