«Кинотавр», день второй: Денис Шабаев с постдоком про ЛНР и два игровых фильма о вечных трудностях русской жизни.
«Мира», Денис Шабаев (основной конкурс)
Как только в любом конкурсе любого фестиваля появляется ученик Марины Разбежкиной, к нему сразу повышенное внимание. Все уже заранее знают, что его взгляд на реальность будет неожиданным, провокационным и полным злого сарказма по отношению к герою — маленькому и вроде бы неинтересному человеку из соседнего подъезда, который обязательно окажется фриком. Правда, массовый зритель ни про Разбежкину, ни про ее школу документалистики может не знать. Объясним просто: Валерия Гай Германика — одна из первых выпускниц Разбежкиной.
Денис Шабаев тоже учился у Разбежкиной. Он уже не первый раз в конкурсе «Кинотавра» — в 2016 году тут была его документальная (и вполне традиционная по форме) картина «Чужая работа», которая получила приз за лучший дебют. Теперь перед нами эксперимент — фильм, где игровое и неигровое причудливо совмещены так, что зрителю очень сложно сориентироваться. Сквозь весь фильм проходит сцена допроса главного героя в милиции Луганска, и, как только она начинается, мы сразу понимаем, что это игровой фильм. Задержанного зовут Мира, он словак, и в Луганск он приехал из Лондона, потому что познакомился по скайпу с девушкой. Все, что касается ее, — это тоже явная постановка, хотя все и снято в документальном стиле.
Мира начинает новую жизнь в туманном, холодном, суровом Луганске, где он находит себе дело — занимается восстановлением советских памятников, которые были разрушены во время только что закончившейся войны. В постапокалиптическом пространстве фильма эта работа не выглядит слишком дико. Здесь все живут в каком-то мороке, и если визуально фильм что-то напоминает, то это «Под электрическими облаками» Германа-младшего. Только здесь все куда больше похоже на реальную жизнь. И чем дальше, тем сильнее игровая конструкция фильма разрушается, уступая место поглощающей авторскую фантазию действительности. А образ Миры, поначалу такой простой и понятный, становится все более таинственным.
Начавшись как искусный гиперреализм (бубнящие персонажи, настоящие интерьеры и неприбранные локации, но при этом тщательно выстроенная мизансцена и драматургия, просчитанные движения камеры), «Мира» в какой-то момент сворачивает в сторону чистой малопредсказуемой документалистики, хотя расставленные по фильму маячки сигнализируют, что все находится под контролем автора. Для зрителя это очень сложный фильм: цельного сюжета в нем нет. Сначала кажется, что это история любви, но девушка довольно быстро исчезает, и Мира принимается страстно восстанавливать монументы. Очевидно, что таким образом он как бы реконструирует общее для нас советское прошлое, в котором все народы — братья, особенно славяне. Ему эта идея очень дорога. Но со временем и она терпит крушение. Мира меняет путь, но на какой именно, мы уже не понимаем — он, как и наши народы, бросается то за одним миражом, то за другим, но нигде не находит покоя.
«Временные трудности», Михаил Расходников (основной конкурс)
Компания «Энджой мувиз», выпустившая «Временные трудности», известна своими популярными комедиями с низовым юмором («Беременный», «Тот еще Карлосон»). Но в последние годы здесь производят социально значимое кино с гуманистическим пафосом. То ли ценности у студии сменились, то ли государственные субсидии на такие фильмы получать проще. В любом случае, Фонд кино этот фильм действительно поддержал, хотя очень жаль, что деньги не пошли на редактуру сценария, у которого в титрах сейчас четыре автора (а толку все равно немного). Достаточно сказать, что почти весь фильм построен как страшная сказка о трудном детстве, а ближе к концу он вдруг превращается в нелепый фарс, от которого даже видавшему виды зрителю становится неловко.
История такая: у очень жесткого и дисциплинированного советского ударника Ковалева, передовика сталелитейного цеха, вдруг рождается ребенок с ДЦП. Молодой отец (Иван Охлобыстин) шокирован, он ненавидит любые человеческие слабости, а тут сын-инвалид. Тогда герой решает доказать себе, сыну и всему миру, что ДЦП можно преодолеть, и муштрует маленького сынишку упражнениями, унижает его, издевается и заставляет его делать все то, что должны делать обычные дети. Сашенька Ковалев должен сам завязывать шнурки, выносить мусор, ходить без костылей. Не смог — остался без кино, без еды, без мороженого. Сын растет воином, привыкает все время совершать невозможное. Изгой в школе, он становится лучшим учеником, получает путевку в «Артек», потом начинает торговать домашними заданиями. Жизненные травмы закаляют его и делают неуязвимым. Это написано несколько шаблонно, но блестяще сыграно. Ирина Пегова, Ян Цапник, маленький Илья Рязанов, Иван Охлобыстин и, конечно, Риналь Мухаметов делают настоящую драму на том скупом материале, который им предоставили.
Рязанов и Мухаметов на пределе возможностей демонстрируют, что значит в России быть не таким, как все, и каково это переживать, а учитывая, сколько сейчас рождается «особенных» детей, благодарный зритель у этого кино определенно будет.
11 октября «Временные трудности» выйдут в прокат.
«Пусть будет Лиза», Игорь Каграманов (конкурс дебютов)
Эта бытовая мелодрама про бедность и наследство сделана почти идеально для выбранной формы. Сюжет очень прозрачен. Есть пожилая мать (Наталья Павленкова из «Зоологии»), которая всегда больше любила и баловала сына-оболтуса (Алексей Розин, отец из «Нелюбви»), чем дочь (Елена Махова из «Граффити»). В результате сын совершенно равнодушен к матери, но привык, что она отдает ему все, что имеет. Дочь постоянно заботится о матери, она всегда рядом, но мать относится к ней пренебрежительно, как к обслуге. Попав в больницу, мать решает, что дачу, в которую дочь много лет вкладывала все деньги и силы, будет лучше отдать сыну.
Пока мать умирает на своей койке, дети начинают войну за недвижимость, и у дочери мелькают самые разные мысли — от поджога до убийства. Зрителю предлагается следить за ее метаниями и узнавать в них себя и своих знакомых. Все обстоятельства борьбы за наследство и эмоциональный фон происходящего переданы очень достоверно. К чести дебютанта Игоря Каграманова, он временами нагоняет в бытовую ситуацию такого хичкоковского саспенса, что зритель поневоле начинает ерзать в кресле. Но изобразительно фильм решен настолько скромно, что его лучше смотреть на телеэкране — он от этого только выиграет. Особенно если просмотр будет семейным.