«Подбросы» Твердовского и «Дело Собчака» Кричевской, главная роль Александра Гордона, режиссерский дебют актера Горчилина и другие интригующие фильмы фестиваля.
В этом году на российском кинофестивале «Кинотавре», который пройдет 2—10 июня в Сочи, впервые будет два полнометражных конкурса — дебюты и основной. И в каждом есть интригующие картины. Мы, в отличие от команды фестиваля, не стали делить их на первые и зрелые работы, а просто выбрали те, которые сами хотим посмотреть больше всего.
«Война Анны», режиссер Алексей Федорченко
Единственный фильм конкурса, про который нам известно все. «Войну Анны» уже показывали в Роттердаме. Тогда мнения критиков разделились: одни решили, что это чуть ли не провал, другие (мы, например) — что «Война» вообще лучший пока фильм режиссера.
Сюжет фильма в двух словах такой: Вторая мировая, еврейская девочка живет в немецком камине. Чудом сбежавшая от полицаев Анна спряталась в комендатуре и сидит в самом сердце зла, стремясь не выдать себя ни одним звуком. Звук в этом камерном триллере вообще играет решающую роль. Федорченко создал многослойный и атмосферный саундшафт (так что фильм имеет смысл смотреть именно в кинотеатре). Занятно, что сам режиссер считает «Войну Анны» чуть ли не документальной картиной: девочка-актриса так увлеклась, что на самом деле стала играть на съемочной площадке в прятки с камерой. С историческими деталями тоже все в порядке: каждая из них, утверждает Федорченко, подтверждена документально, вплоть до пряников в форме свастики.
«Дядя Саша», режиссер Александр Гордон
В своем четвертом фильме Александр Гордон решил сыграть главную роль — пожилого и очень известного сценариста, который у себя на даче начинает снимать экспериментальный фильм. Кино о кино — это всегда как минимум познавательно, а по доступным фрагментам фильма видно, что у Гордона это еще и смешно. В главных ролях — Сергей Пускепалис, Никита Ефремов, Агния Кузнецова и молодая актриса Изабель Эйдлен, которая, как говорят, большую часть фильма ходит совершенно голой.
«Кислота», режиссер Александр Горчилин
Режиссерский дебют Александра Горчилина, восходящей звезды театра и кино («Да и да» Германики, «Ученик» Серебренникова, наконец, его же «Лето» — там Горчилин играет панка Свинью). Надрывная и ритмичная трагикомедия о вечных проблемах взросления в наркотическом антураже современной Москвы. То ли русский Гаспар Ноэ, то ли «Все бессонные ночи». Протагониста играет Филипп Авдеев, в уморительных ролях второго плана — наши лучшие актеры, от Дмитрия Куличкова до Розы Хаируллиной. Отдельно отметим сценариста: драматург Валерий Печейкин больше известен своими театральными работами «Моя Москва», «NET», «Россия вперед».
«История одного назначения», режиссер Авдотья Смирнова
Сюжет нового фильма Авдотьи Смирновой имеет реальную историческую основу — дело ротного писаря Василя Шабунина, который ударил офицера и за это мог быть расстрелян. За Шабунина вступился Лев Толстой, дело получило национальную огласку, дошло до самого верха, но Шабунина все равно казнили (как поступят с героем фильма, еще не известно). Толстой (Евгений Харитонов) появляется в фильме как персонаж второго плана. Еще довольно молодой, он препирается с женой (Ирина Горбачева — очень интересно увидеть ее снова в драматической роли), висит вниз головой на турнике и вообще выглядит совсем не монументально и не хрестоматийно. Что же на первом плане? Вероятно, как часто у Смирновой, драма непростых отношений власти и интеллигенции (или интеллигенции и народа).
«Мира», режиссер Денис Шабаев
Автор «Миры» Денис Шабаев, выпускник разбежкинской школы, уже участвовал в сочинском конкурсе с документальным фильмом «Чужая работа» (приз за лучший дебют) про таджикского юношу, который приехал в Россию, чтобы стать кинозвездой, а в итоге загремел в тюрьму. Фильм «Мира» сделан на стыке игрового и неигрового кино (но все же ближе к игровому). Все происходит на Донбассе, куда герой (словак) приезжает из британской эмиграции, познакомившись по скайпу с симпатичной девушкой. В ЛНР Мира, впрочем, будет не воевать, а восстанавливать статуи Ленина и памятники прочим героям советского прошлого, артефакты которого так старательно стирают с лица земли на Украине.
«Глубокие реки», режиссер Владимир Битоков
Выпускники мастерской Александра Сокурова в Нальчике постепенно образуют новую волну в российском кино. «Софичка» Киры Коваленко, «Теснота» Кантемира Балагова, а теперь вот «Глубокие реки» Битокова. Сюжет фильма в первом приближении напоминает «Соломенных псов» Сэма Пекинпы. Два брата живут на отшибе кавказской деревеньки, заготавливают бревна, с местными стараются не общаться, а те в ответ ненавидят лесорубов и завидуют им. А тут еще из города приезжает третий брат — щуплый парень с плеером. Напряжение нарастает, и зритель чувствует, что добром дело не кончится.
«Русский бес», режиссер Григорий Константинопольский
Никто не знает, получится ли у Григория Константинопольского хит — слишком уж он эксцентричный и оригинальный автор. Но так уж случилось, что половина его фильмов (и сериал «Пьяная фирма») имеет статус культовых. Актерский ансамбль в новом фильме целиком из селебрити: Михаил Ефремов , Иван Макаревич, Виктория Исакова, Александр Стриженов и Любовь Аксенова, плюс Ксения Раппопорт, Юлия Ауг, Тимофей Трибунцев, Мария Шалаева, Виталий Кищенко, Алиса Хазанова и Маша Цигаль (в роли проституток!). И это еще не конец списка, в котором, между прочим, есть и сам Константинопольский. Его роль называется Черный человек. Кино обещает быть абсурдным и смешным, раз это Константинопольский, хотя сюжет звучит предельно серьезно и реалистично: молодой дизайнер влюбился в дочку директора банка, запустил ресторанный стартап и тут заметил, что за ним кто-то охотится.
«Подбросы», режиссер Иван И. Твердовский
Иван И. Твердовский может по праву считаться главным фаворитом «Кинотавра». Тут ни одна его работа не оставалась без наград (интересно, когда ему уже наконец дадут главный приз — может, в этом году?). Новый фильм Твердовского опять, как и «Зоология», выстаивает реалистическую трагикомедию вокруг фантастического допущения. Главный герой «Подбросов» (Денис Власенко) то ли страдает какой-то ужасно экзотической болезнью (как персонажи «Класса коррекции»), то ли имеет суперспособность. Переехав к маме в Москву из провинциального интерната, он попадает в организованную преступную группу и параллельно как-то противоестественно нежно сближается с родительницей. Где в этой сюжетной конструкции найдется место для ядовитой сатиры на прогнившее общество (постоянный лейтмотив фильмов Твердовского)? И кто играет мать — Анна Слю или Наталья Павленкова? Вот главные загадки «Подбросов».
«Сердце мира», режиссер Наталия Мещанинова
Наталия Мещанинова — ключевая фигура нового российского кино, режиссер арт-хита «Комбинат „Надежда“» и сериала «Красные браслеты», соавтор сценариев «Еще одного года», «Аритмии» и, между прочим, другого конкурсного фильма — «Война Анны». Мещанинова очень тонко чувствует современность, ее персонажи говорят на том же языке, что и ее зрители, и сталкиваются с теми же проблемами. Герой «Сердца мира» — Егор, ветеринар-интроверт с темным прошлым (Степан Девонин) — работает на притравочной станции для охотничьих собак и влюбляется в женщину с ребенком. Егору трудно найти контакт с окружающими, он завис где-то между миром людей и миром животных. Последний — олени, собаки, лисы, барсуки — показан в «Сердце мира» как-то особенно выпукло, близко, «тактильно», как выражается сама Мещанинова. Для нее это кино — шаг в сторону (или вперед) от репортажной эстетики «Комбината». В «Сердце мира» много кинопоэзии, магии, атмосферы. Уже не фильм-вербатим, а фильм-сон.
«Дело Собчака», режиссер Вера Кричевская
Претендент на звание самой скандальной российской картины года будет показан на «Кинотавре» вне конкурса — это фильм закрытия. Кинотеатры уже отказываются брать «Дело», хотя Ксения Собчак специально для фильма взяла интервью у самого Владимира Путина прямо в Кремле. Так что прокат у «Дела Собчака», по всей видимости, будет скромный. Притом что настоящий герой фильма Веры Кричевской интересен всем. Понятно, что фильм о Собчаке — это неизбежно фильм о Путине, который много лет работал с Собчаком, а потом уже на президентском посту стал проводить курс, полностью противоречащий идеям своего бывшего начальника. С другой стороны, «Дело» — это не только политическая документалистика, но и часть нового большого мифа о 1990-х как времени прекрасных и честных мечтателей, которых одного за другим задавили нынешние хозяева жизни.