От «Харвигейта» до «конвертгейта» — смотрим, что случилось в уходящем году в киноиндустрии, а также какие новости интересовали нас в 2017-м.
Кажется, это был год Стивена Кинга — как в кино, так и на телевидении. Впервые за много лет хоррор маэстро ужасов получил достойную экранизацию («Оно», который вскоре будет продолжен), отличный сериал («Мистер Мерседес») и любопытные фильмы на Netflix («1922» и «Игра Джералда»). Ложкой дегтя оказалась «Темная башня», но в общем и целом проекты по Кингу наконец-то стали интересными широкому зрителю.
Можно сказать, что ужасы в том или ином виде сопровождали западную киноиндустрию весь год. Разоблачение Харви Вайнштейна, падение сборов летних блокбастеров, провальные сиквелы, укрепление стриминговых платформ как важного поставщика контента, начало конца эпохи 3D — 2017-й нанес Голливуду несколько мощных ударов. Рассмотрим главные события.
«Харвигейт»
В начале октября появилась информация о том, что продюсер Харви Вайнштейн пытается остановить некую нелицеприятную для него публикацию в газете The New York Times. Для этого была задействована целая ватага юристов, которая, к вящему сожалению Вайнштейна, ничего не добилась. 5 октября вышла огромная статья, где продюсера обвиняли в сексуальных домогательствах, превышении полномочий и неподобающем поведении. В статье о своем столкновении с Вайнштейном рассказала Эшли Джадд, вызвав бурю признаний от своих коллег по цеху. Оказалось, что атмосфера в кинокомпании Miramax, основанной братьями Вайнштейн, а также в их нынешней The Weinstein Company была невероятно токсичной, а Харви нанимал бывших агентов МОССАДа, чтобы собирать компромат на женщин, чтобы те не обвинили его в домогательствах.
Постепенно подобные истории начали всплывать не только в связи с продюсером «Влюбленного Шекспира». Кевина Спейси обвинили в растлении малолетних, Луис С. К. оказался любителем посветить гениталиями без спросу, режиссер Брайан Сингер не смог откупиться от очередных обвинений в сексе с несовершеннолетними юношами. Как снежный ком, прокатилась по шоу-бизнесу волна признаний, напомнив о том, что сексуальный харассмент никогда не связан с сексом, а только с властью.
Общественное порицание на Западе оказалось сильнее любого судебного процесса. Ридли Скотту пришлось заменить Спейси в только что снятом фильме другим актером. Сингер покинул режиссерский пост драмы о фронтмене группы Queen. Глава студии Pixar Джон Лассетер взял продолжительный отпуск. Любое проявление домогательств на рабочем месте недопустимо — об этом говорили в Америке всегда, но шоу-бизнес долгое время оставался в стороне. Теперь же ситуация, возможно, изменится, ну а последствия статьи в The New York Times будут ощущаться еще долго.
Читайте также:
* Давай, до свидания: Позорные явления Голливуда, навсегда ушедшие в прошлое
* Хроники пикирующего продюсера: Что происходит с Харви Вайнштейном
Продажа студии 20 Century Fox конгломерату Disney
Пока хохмачи пририсовывают героям популярных фильмов Fox уши Микки Мауса, Голливуд получил самого крупного мейджора, который будет контролировать солидный кусок рынка. Киносайты запестрели разными прогнозами на воссоединение супергероев Marvel, проданных в свое время Fox (гендиректору Disney Бобу Айгеру пришлось даже успокаивать зрителей, встревоженных возможным понижением рейтинга фильма «Дэдпул 2» до детского PG-13), но аналитики заинтересовались: кто следующий?
Возможно, оставшиеся студии объединятся по принципу звездной спортивной команды, чтобы противостоять Disney. Возможно, количество студий сократится — кто-нибудь приобретет Lionsgate, MGM или Sony (например, коммуникационный концерн Viacom, владеющий студией Paramount). Пока что известно лишь, что в Fox грядут серьезные сокращения персонала.
На самом же деле сделка Disney и Fox затронет по большей части другой ландшафт — телевизионный. Если уж совсем точно, то будущее стриминг-сервисов. Боб Айгер не только воссоединил Людей Икс с Мстителями, он приобрел крупную часть пакета сервиса Hulu, 39% британского Sky TV, канал FX и права на многие фильмы и телепрограммы, производившиеся Fox и их телеканалами. Понимая, что кинопросмотр постепенно уступит место просмотру контента в том виде, который больше удобен пользователю, Айгер старается закрепить Disney на рынке стрим-сервисов. При желании и удачном стечении обстоятельств Айгер может даже создать серьезного конкурента Netflix — хотя бы потому, что у Disney есть теперь очень солидный кусок контентного пирога, включающего в себя хиты Marvel, Lucasfilm и Pixar. Лишившись его, Netflix здорово ослабит свои позиции, если, конечно, не научится вкладывать деньги в по-настоящему качественные блокбастеры (недавняя попытка с «Яркостью» пока не засчитывается).
Стабильное укрепление стриминг-платформ
На Каннском кинофестивале в мае 2017 года случился скандал. Председатель жюри Педро Альмодовар высказал свое «фе» по отношению к Netflix. «Цифровые платформы — новый способ предложения слов и изображения. Сам по себе этот способ обогащает. Но эти платформы не должны занимать места уже существующих форм просмотра, какими являются кинотеатры», — заявил режиссер. Альмодовар также добавил, что лично он не понимает, как «Золотая пальмовая ветвь», высшая награда Каннского кинофестиваля, может достаться картине, которая минует большой экран. «Это не означает, что я не приветствую новые технологии и возможности, но, пока я жив, я буду бороться за гипнотическое влияние большого экрана на зрителя». Сразу два фильма из конкурсной программы — «Истории семьи Майровиц» и «Окча» — были сняты при помощи Netflix и там же прокатывались. Логотип стрим-сервиса, появлявшийся в начале картин на пресс-показах, вызывал букание в зале.
Каннский фестиваль поддался истерике французских кинотеатров, которым не нравится, что в программе главного европейского киносмотра присутствуют фильмы, минующие большие экраны. Теперь, для того чтобы оказаться в программе Каннского фестиваля, продюсерам, чьи фильмы снимаются при поддержке Netflix, придется обязательно организовать прокат. Однако, как бы ни противились режиссеры, мир меняется, а вместе с ним и культура кинопросмотра. Сериалы становятся чуть ли не интереснее блокбастеров (следить за событиями в «Игре престолов» уже увлекательнее, чем смотреть очередной проходной боевик), а с финансовыми возможностями Netflix и Amazon они становятся все зрелищнее. Будущая сериальная версия «Властелина колец» тому подтверждение. Amazon намерен снять очень и очень дорогой проект — только на таких условиях наследники Толкина согласились продать права на экранизацию.
Если Кристофер Нолан может найти деньги на историю об эвакуации британской армии в начале Второй мировой, то какой-нибудь независимый режиссер сейчас с большим трудом найдет финансирование. И как раз стриминг-сервисы смогут поддерживать независимый и авторский кинематограф, который, может, и прокатывается во Франции, но с огромным трудом находит путь к зрителю за ее пределами.
Кроме того, смотреть сериалы взахлеб оказалось увлекательнее, чем ждать каждую неделю новой серии. Netflix приковал нас к экранам своими постановками комиксов Marvel, драмой из жизни королевы Великобритании, мрачным детективом Дэвида Финчера и ностальгией по 1980-м. Конечно, зрители продолжат ходить в кинотеатры на событийные картины, но среднебюджетное кино плавно перейдет в другое измерение. Педро Альмодовар однажды это обязательно поймет.
Читайте также:
Блокбастеры продолжают плохо собирать
Еще в 2016 году мы рассказывали о проблемах, с которыми столкнулись студии-мейджоры. К сожалению, кинобизнес работает не так быстро, и выводы, сделанные после подсчета сборов летом 2016-го, отразятся не раньше, чем в 2018-м, а то и позже. Но за умеренным летом 2016-го последовало холодное лето 2017-го, официально признанное худшим для американского проката за последние 11 лет. Сборы фильмов за летний сезон в США впервые с 2006 года составили меньше 4 млрд долларов. По сравнению с 2016 годом денежный объем рынка американского проката сократился на 6%.
Если опустить проблемы, связанные с долгами кинотеатральной сети AMC, неудачно попытавшейся проникнуть в Европу, то останется все та же беда: студии продолжают поставлять кино, которое просто неинтересно смотреть. Голливуд снимает надежное и выверенное на тест-просмотрах кино, но, когда пытаешься угодить всем, есть риск не угодить никому. По слухам, лишь Marvel и Lucasfilm не проводят тест-просмотров своих проектов.
Не только американские блокбастеры испытывают трудности. Самый ожидаемый крупнобюджетный проект Франции — фантастика «Валериан и город тысячи планет» —
едва не обанкротил студию Люка Бессона. Возвращение режиссера к фантастике ждали, но проект мечты режиссера, снятый по комиксам, вдохновившим «Звездные войны» и его же «Пятый элемент», оказался нежизнеспособен. Итог плачевный: 225 млн долларов в мировом прокате (при бюджете в 177 млн долларов) и рекордные убытки студии EuropaCorp. Потери от «Валериана» составили 135 млн долларов, и в ближайшее время EuropaCorp намерена сократить производство фильмов и увеличить активность на телевидении. Компания собирается снимать два-три англоязычных и два франкоязычных фильма в год вместо восьми-двенадцати, как это было в последние три года.
Провал «Темной башни» писатель Стивен Кинг связывает с опасением студий (сначала проект поднимала Universal, затем он перешел к Sony) снимать картину с рейтингом R, что в итоге и привело к вялому продукту, лишь отдаленно имевшему отношение к его фэнтези-циклу. Зато Warner рискнула и выиграла, выпустив «Оно» с рейтингом R. В то время как новые «Трансформеры» и «Пираты Карибского моря» не могли добиться прежних цифр, скромные картины внезапно выстреливали. Социальная хоррор-сатира «Прочь», снятая за каких-то 4,5 млн долларов, собрала в прокате 175,5 млн долларов. Драма «Чудо» с бюджетом 20 млн долларов собрала в мире 173,9 млн долларов.
Попытка студии Universal перезапустить «Темную вселенную», то есть переснять собственные фильмы о знаменитых киномонстрах, не нашла интереса у зрителей. «Мумия», несмотря на участие Тома Круза, собрала в мире 400 млн долларов, но в производстве картина стоила 150 миллионов, плюс студия потратила еще 100 млн долларов на ее продвижение. Лента оказалась убыточной, и сейчас судьба «Невесты Франкенштейна» под большим вопросом.
Только свежий подход может привлечь зрителя. Объединение с Marvel дало студии Sony новую историю франшизы о супергерое из Нью-Йорка «Человек-паук: Возвращение домой», где герой снова стал молодым и по большей части разбирался со своими школьными проблемами, нежели с глобальными угрозами. Да, фильм стоил немало, 175 миллионов, но он собрал в мире 880 млн долларов. Отлично показала себя и новая картина о Торе. «Рагнарёк» оказался совершенно непохожим на предыдущие два фильма о боге грома благодаря свежему подходу режиссера Тайки Вайтити, и, как итог, 844 млн долларов в мире и самые большие сборы франшизы о Торе. «Чудо-женщина» развеяла миф о несостоятельности супергероинь, собрав почти 821 млн долларов.
Студии утешают себя тем, что могло быть и хуже. Возможно, впервые сборы в зарубежном (вне США) прокате достигнут 40 млрд долларов (эти данные пока не получены). Китай, к радости голливудских студий, вернулся к жизни и показывает неплохие результаты (например, «Тайна Коко» заработала там аж 152 млн долларов, тогда как у себя на родине мультфильм Pixar показал себя средне, собрав 163 млн долларов). К середине ноября сумма сборов в Китае превысила 50 млрд юаней, тогда как за 2016 год кинопрокат в стране показал цифру в 45,6 млрд юаней. Однако тенденция в американском прокате все равно прежняя: зрители все хуже ходят на знакомые франшизы.
Читайте также:
* Как студия Warner провалила «Лигу справедливости»
Виноваты «Гнилые помидоры»
В своих провалах студии активно начали винить агрегатор рецензий Rotten Tomatoes. Значок с расплющенным зеленым помидором напротив рецензий критиков, как считают многие, становится веской причиной, чтобы не покупать билет. Теперь, когда оценка Rotten Tomatoes появляется на сайте Fandango, крупнейшем онлайн-продавце билетов в США, кажется, что студии и вовсе обречены: зрители задумываются, стоит ли тратить деньги на столь «гнилое» кино.
Против «Помидоров» весной выступил режиссер и продюсер Бретт Рэтнер. «Rotten Tomatoes — самое ужасное, что случилось с культурой кино в наше время, — сказал он. — На мой взгляд, он разрушает наш бизнес. Я очень уважаю и люблю кинокритику. Когда я был маленьким, критика кино являлась настоящим искусством. Ее писали с большим умом. Рецензий вроде тех, что писала Полина Кейл и другие авторы, больше нет. Сейчас все свелось к цифре, к вычислению соотношения положительных и отрицательных рецензий». Мэтр кино Мартин Скорсезе в октябре также высказался против, написав колонку для издания The Hollywood Reporter: «Они оценивают картины, как вы оцениваете лошадей на ипподроме, рестораны в справочнике Zagat или бытовую технику в каталоге. Они целиком и полностью завязаны на кинобизнесе и абсолютно никак не связаны с созданием или просмотром кино. Кинематографисты низводятся до простых производителей контента, а зрители становятся похожими на скучающих потребителей».
Глава Rotten Tomatoes Джефф Ворис считает: «Мы на Rotten Tomatoes согласны с важностью кинокритики и делаем максимально простым доступ к сотням профессиональных рецензий, собирая их в одном месте. Томатометр — процент положительных рецензий профессиональных критиков — безусловно, стал нужным инструментом для фанатов, но мы считаем, что он лишь стартовая точка, для того чтобы начать дискуссию и поделиться собственным мнением».
В августе 2016-го фанаты DC требовали закрыть Rotten Tomatoes, но имеется исследование, гласящее, что связь между низкими оценками на RT и низкими показателями в прокате отсутствует. Более того, критики в последнее время стали более благосклонны к блокбастерам. В среднем оценка для фильма, собравшего в прокате больше 300 миллионов, выросла почти на 5% — 77,5% в 2017 году против 73% в 2013 году.
Возможно, студии прекратят пресс-показы — по крайней мере, разговоры об этом уже идут. Но пока этого не случилось, процент «свежести» на Rotten Tomatoes будет будоражить головы студийных чиновников.
Студии продолжают «отбеливать» персонажей
Выбор Скарлетт Йоханссон на роль Майора в боевике «Призрак в доспехах» показал в очередной раз, что голливудские студии доверяют главные образы в крупнобюджетных проектах только белым англоязычным актерам. Фильм с бюджетом в 110 млн долларов, может, и поразил своим визуальным решением, но зритель не торопился бежать на ремейк аниме Мамору Осии. Плохой сарафан и, как итог, всего 169 млн долларов в мировом прокате.
Еще один проект получил массу негатива — экранизация манги «Тетрадь смерти», действие которой было перенесено из Японии в США, а протагониста сыграл Нат Вулф. Помимо того что лента, снятая для Netflix, оказалась просто слабой, ее также обвинили в «отбеливании».
На этом фоне кажется особенно смелым решение британского актера Эда Скрейна отказаться от предложенной роли в новой версии «Хеллбоя» «Я согласился сыграть этого персонажа, не зная, что в оригинальных комиксах у него было смешанное азиатское происхождение. За моим утверждением последовали бурное обсуждение и закономерное огорчение поклонников, поэтому я должен сделать то, что считаю правильным», — заявил артист. В итоге эту роль получил Дэниэл Дэ Ким, известный по сериалу «Остаться в живых».
Эпоха 3D заканчивается
Радость кинотеатров — фильмы в формате 3D, за билеты на которые можно было просить больше денег — похоже постепенно начинает уходить в прошлое. В июле генеральный директор IMAX Ричард Гелфонд сообщил, что их залы будут показывать больше двухмерных версий голливудских фильмов, поскольку североамериканский зритель, определенно, предпочитает смотреть обычное кино. Формат 3D все менее популярен среди посетителей IMAX — такой вывод был сделан после анализа аудитории залов. Так, например, фильм Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049» в Америке показывали только в 2D. К сожалению, тенденция пока не дошла до России. У нас IMAX показывал ленту в трехмерном виде, несмотря на протесты режиссера.
В 2010 году 21% от кассовых сборов в Северной Америке (а это была внушительная цифра — 10,6 млрд долларов) составили фильмы в формате 3D. Эта сумма достигла 2,2 млрд долларов. Тогда, в 2010-м, вышли «История игрушек: Большой побег» и «Алиса в Стране чудес», но львиную долю принес «Аватар» Джеймса Кэмерона, выпущенный под конец 2009-го.
Спустя шесть лет сборы от 3D-фильмов стали чуть скромнее. Несмотря на то, что сборы кинотеатров Северной Америки в прошлом году стали самыми высокими за все время существования (11,4 млрд долларов), доля фильмов в формате 3D составила 14% (1,6 млрд долларов).
Аналитики считают, что вина падения интереса к формату лежит исключительно на Голливуде. Студии не стремятся снимать кино в этом формате, предпочитая более дешевый (и, увы, менее качественный) процесс конвертации.
Теперь же пройдемся по некоторым важным новостям кино 2017 года.
«Оскар» ошибочно вручили другому фильму
Одним из крупнейших скандалов года стала ошибка во время прямой трансляции церемонии вручения премий Американской киноакадемии. В финале церемонии на сцену вышли Уоррен Битти и Фэй Данауэй. Вскрывал конверт Битти, но объявила лучший фильм Данауэй. По ее версии, это был «Ла-Ла Ленд». Съемочная группа вышла на сцену, начались благодарственные речи, когда выяснилось, что на самом деле «Оскар» за лучший фильм получила картина Барри Дженкинса «Лунный свет».
Разумеется, интернет отреагировал на это, а случившееся окрестили «конвертгейтом» — обсуждение происшедшего нуждалось в долгих пояснениях. Вкратце: Битти по ошибке отдали другой конверт.
Кино про Хана Соло выдержало смену режиссеров
Постановщики фильма «Соло: Звездные войны. Истории» Фил Лорд и Кристофер Миллер выбыли из проекта из-за конфликта с главой студии Lucasfilm Кэтлин Кеннеди. Лорда и Миллера, известных своими проектами «Лего. Фильм» и «Мачо и ботан», наняли ради их видения и особенного подхода к режиссуре. Однако Кеннеди была не в восторге от работы режиссеров и от их отношений с актерами и съемочной группой. Любители комедии и импровизаций, Лорд и Миллер доставили немало головной боли сценаристу и ветерану франшизы Лоуренсу Кэздану, который считал, что фильм должен был сниматься строго по его сценарию. Кроме того, у режиссеров было несколько иное представление о главном герое. Они видели его скорее комедийным персонажем, тогда как студия хотела показать саркастичного эгоиста.
На следующий день после новостей об увольнении постановщиков на их место заступил Рон Ховард. По новым данным, он переснял гораздо больше, чем планировалось.
Сильвестр Сталлоне покинул франшизу «Неудержимые»
Причиной стали творческие разногласия с продюсером франшизы Ави Лернером, а также подконтрольными ему компаниями Nu Image и Millennium Films. Сталлоне разошелся с ним и студиями в вопросах, связанных с утверждением режиссера, переработки сценария и в других важных аспектах проекта. Вслед за ним франшизу покинул и Арнольд Шварценеггер. Впоследствии Лернер рассказал о некоторых деталях конфликта, но суть от этого не изменилась: Сталлоне явно видел совершенно иное будущее «Неудержимых».
Зато актер примет участие в продолжении фильма «Крид: Наследие Рокки». Вместо Райана Куглера сиквел будет ставить Стивен Кейпл-мл.
Джеймс Кэмерон вернулся к Терминатору
Весной пошли слухи, что «Терминатор» все-таки продолжится, но уже без Арнольда Шварценеггера. Однако в итоге оказалось, что без актера не обойдутся, а Джеймс Кэмерон, к которому в 2019 году вернутся права на франшизу, полностью игнорирует события, показанные во всех продолжениях, снятых после «Терминатора 2». Режиссер намерен не только переосмыслить историю, но и спродюсировать три фильма.
Новое продолжение снимет Тим Миллер, знакомый зрителям по комедийному боевику «Дэдпул». «Джеймс с Тимом уже придумали концепцию для нового фильма с Т-800, — рассказал Шварценеггер в октябре. — По сути, они хотят взять нескольких основных персонажей, моего и Линды Хэмилтон, и отбросить все остальное. Просто отойти от хронологии с ее правилами и прочими сложностями».
Дэниэл Дэй-Льюис завершил кинокарьеру
Англичанин Дэниэл Дэй-Льюис, один из ведущих актеров современности, лауреат трех премий «Оскар», сыграл свою последнюю роль. Снявшись у Пола Томаса Андерсона в драме «Призрачная нить», Дэй-Льюис объявил об уходе из профессии. Как впоследствии признался актер, он не планировал этого делать, пока не начал сниматься в фильме Андерсона.
Дэй-Льюис и сам до конца не понимает, что побудило его принять подобное решение. «Я еще не разобрался, — говорит актер. — Я просто осознал, что должен это сделать. Не хочется злоупотреблять словом „артист“, но обязанности этой профессии давили на меня. Я должен быть уверен в ценности собственного труда, который может показаться жизненно необходимым. Даже неотразимым. И если зрители в это верят, то этого должно быть достаточно. Но в последнее время это не так».
Некоторые эксперты уверены, что в будущем Дэй-Льюис еще вернется в кино. В конце концов, он уже как-то покидал кинематограф на пять лет.
Квентин Тарантино может снять «Звездный путь»
Еще один слух, ставший реальностью. У Квентина Тарантино появилась идея для нового полнометражного фильма франшизы «Звездный путь». Режиссер поделился замыслом с Джей Джей Абрамсом, который в 2009 году перезапустил серию, но после оставил студию ради работы над седьмым эпизодом «Звездных войн». Вместе они планируют создать сценарную группу для разработки картины. В случае запуска Тарантино может занять режиссерское кресло, а Абрамс возьмет на себя роль продюсера.
На сегодняшний день известно, что сценарий нового «Звездного пути» напишет Марк Л. Смит, работавший над фильмами «Выживший» и «Мученицы», а также то, что режиссер поставил перед Абрамсом и студией условие: картина выйдет с рейтингом R.