Две российские картины, три с Адамом Драйвером, две с Райаном Гослингом, несколько нетипичных супергероев — 15 лучших фильмов года, плюс пять важных будущих релизов.
В наш список вошли картины, выходившие в российский прокат с 1 января по 15 декабря 2017 года.
Казалось бы, в эпоху франшизы «Форсаж» придумать что-то новое в плане кино, где водители и их автомобили были бы полноправными участниками сюжета невозможно. Но Эдгар Райт уехал в Атланту и снял там свежее кино, заселив его гангстерами, красивыми влюбленными и зрелищными гонками. Райт не был бы Райтом без изюминки. «Малыш на драйве» может похвастаться званием самого ритмичного фильма 2017-го. Все происходящее в кадре синхронизировано с прекрасной звуковой дорожкой. А Энсел Элгорт получил номинацию на «Золотой глобус», сыграв парня с криминальным прошлым, но золотым сердцем.
Мультфильмы, собранные из популярного датского конструктора, возможно, скоро станут популярнее продукции Pixar. Нам понравилась красивая «Тайна Коко», но в топ вошел вот этот хулиганский и полный отсылок к поп-культуре и комиксам фильм. Здесь Бэтмен носит дурацкий халатик и плавает в круге в форме уточки, а Джокер страдает, потому что Бэтмен не признает его своим главным врагом. Если Warner однажды снимет такое игровое кино о Бэтмене, оно поднимется в нашем топе гораздо выше.
Отказавшись от формулы «повторить то же самое, что и в первом фильме, но в большем масштабе», режиссер-сценарист Джеймс Ганн выдал, пожалуй, самый трогательный фильм в истории студии Marvel. Питер Квилл знакомится со своим отцом — настоящей планетой. Но папка-то у него совсем другой, и если бы нас не тронула судьба папки Питера, то мы бы точно не прониклись этой картиной настолько, чтобы включить ее в список. И микс, что записывала мама Питера, все еще улетный.
12. «Молчание»
Проект мечты Мартина Скорсезе — экранизация одноименного романа Сюсаку Эндо — казался фаворитом оскаровской гонки минувшего сезона. Но картина была вяло встречена в прокате и, как ни странно, практически проигнорирована критическими сообществами и профессиональными кинонаградами. Возможно, Америке было не до вдумчивого размышления о вопросах веры, и смотреть на путешествие двух монахов-иезуитов по Японии XVII столетия было трудно, но нам не привыкать к трудностям.
11. «Нелюбовь»
Драма о жизни московской семьи, потерявшей сына, оказалась одной из лучших картин конкурса Каннского фестиваля. Ленту отметили призом жюри и довольно быстро выпустили в прокат. Сейчас, когда позади уйма сломанных копий и прочих колюще-режущих орудий, мы смотрим, как драма Андрея Звягинцева путешествует по западным наградным листам. И надеемся на «Оскар».
10. «Логан»
Премьера супергеройского блокбастера в Берлине? Кажется, это не лучшее место, для того чтобы смотреть, как Росомаха в последний раз выходит на тропу войны, защищая юную девочку-мутанта. Но оказалось, что с рейтингом R можно снять не только смешной боевик с руганью вроде «Дэдпула», но и драму о выборе и предчувствии смерти. Хью Джекман никогда еще не был так хорош в роли Логана, как в этом мрачном и беспросветном фильме Джеймса Мэнголда. RIP, Росомаха.
9. «Прочь»
Джордан Пил, озвучивший второе существо из четвертого измерения в сериале «Рик и Морти», известен по дуэту с Кигэн-Майклом Ки. От соавтора шоу скетчей «Ки и Пил» и фильма «Киану» никто не ожидал одного из самых своевременных фильмов. «Прочь» — сатира на современную Америку, где смешное уживается с ужасным. В чем-то фильм Джордана Пила даже хоррор, потому что режиссер показывает американское общество совсем не так, как этого ожидает средний американец. Ловко смешивая символизм и визуальные акценты, Джордан Пил выдает картину, которую интересно не только смотреть, но и обсудить после ее окончания.
В последний момент этот фильм ворвался в наш топ, но, посмотрев его, мы не могли остаться в стороне. Райан Джонсон продолжает историю семейства Скайуокер, хорошенько встряхнув франшизу. Мы окончательно расстаемся с прошлым и готовы убить прошлое, если понадобится. Новички «Звездных войн» Дэйзи Ридли и Адам Драйвер выдают одну из лучших сцен картины в приемной Верховного лидера Сноука, ну а Люк Скайуокер Марка Хэмилла получает неожиданное для многих развитие. И все же это история о том, что мы победим, не убивая тех, кто нам ненавистен, а спасая тех, кого мы любим — спасибо технику Роуз за эту трогательную фразу. Джонсон понимает, что главное в любой истории — ее герои, и посвящает 150 минут проработке персонажей, попутно ломая каноны. Да, есть недовольные, но мы не с ними.
За необычным названием скрывается простая история. Сирота Витька (Евгений Ткачук) — безалаберный мужичок, легко меняющий семью на бутылку спиртного — однажды узнает о существовании отца (Алексей Серебряков). Бывший криминальный авторитет сейчас парализован, и ухаживать за ним Витька не намерен. Зато квартирка бы пригодилась. Чтобы въехать на новую жилплощадь, герою придется что-то сделать с папашкой. Он решает сдать его в дом инвалидов и отправляется с ним в путь. Никогда еще в России не снимали такого яркого роуд-муви. Смешно, изобретательно, современно и качает благодаря саундтреку с песнями Хаски. Режиссер Александр Хант дебютировал в полном метре «Витькой Чесноком», и мы очень ждем его вторую картину.
6. «Патерсон»
Один из самых лиричных фильмов Джима Джармуша был отмечен в Каннах только «Собачьей пальмовой веткой». Картина режиссера «Мертвеца» о жизни простого водителя автобуса (снова Адам Драйвер) с женой-выдумщицей (Голшифте Фарахани) — настоящая ода обыденности. Стихи, которые пишет Патерсон, пока водит автобус по городу, раскрашивают рутину дней, напоминая, что красота в глазах смотрящего. Бывший морпех Драйвер окончательно стал одним из лучших актеров своего поколения, и если вас еще не убедили в этом «Звездные войны», то вам напомнит об этом Джармуш.
Технически этот фильм даже не ожидается в российском прокате, но его так активно показывали в рамках кинофестивалей, что посмотреть его на большом экране смогли многие. Итальянец Лука Гуаданьино обращается к истории взросления, напоминая нам, как важно слушать себя и быть молодым. Тимоти Шаламе и Арми Хаммер завораживающе перемещаются по экрану, томясь в жаркой неге итальянского лета, но главная речь фильма принадлежит Майклу Стулбаргу. Благодаря своим словам он становится лучшим экранным отцом 2017 года.
С момента премьеры фильма на кинофестивале «Сандэнс» в начале 2016 года мы ждали его выхода в России. Посмотрев его в Торонто, убедились, что ожидания наши не беспочвенны. Сценарист Кеннет Лонерган снял тонкое исследование мужского восприятия скорби и вины. Слесарь Ли (Кейси Аффлек) после смерти старшего брата становится опекуном племянника. Что делать с ним, он не представляет, поскольку некоторые события в прошлом Ли мешают ему по-настоящему заботиться о племяннике и, если на то пошло, вообще проявлять какие-либо эмоции. Фильм блуждает между настоящим и прошлым, слегка путая зрителя, привыкшего к трехактной структуре повествования. Но реальность, к сожалению, не вписывается в рамки типичного драматического повествования, о чем «Манчестер у моря» нам очень хорошо напоминает.
3. «Дюнкерк»
Самый нетипичный фильм Кристофера Нолана, который по восприятию максимально близок к виртуальной реальности. Взяв за основу трюк с тремя временными линиями, Нолан рассматривает историю эвакуации британских войск и войск союзников в начале Второй мировой войны. Кто-то ждет на берегу, кто-то летит в истребителе, кто-то идет на помощь в утлом суденышке. Здесь нет главного героя, нет четкой сюжетной линии, а протагонистом выступает время — оно безжалостно приближает персонажей к столкновению с врагом. Врага тоже нет, но его незримое присутствие от этого только страшнее. Смотреть «Дюнкерк» можно было только на очень большом экране с очень громким звуком. Мощнейшее, ни с чем не сравнимое погружение в происходящее на экране.
Один из самых ожидаемых фильмов 2017 года не разочаровал нас. Дени Вильнёв взялся продолжать дело Ридли Скотта, и, кажется, ему это удалось лучше, чем самому Скотту, продолжившему в этом году историю о ксеноморфах. Задумчивый Райан Гослинг в поисках собственной идентичности в Лос-Анджелесе будущего встречается с уставшим Харрисоном Фордом в разрушенном Лас-Вегасе. Великолепная операторская работа Роджера Дикинса (дайте уже этому человеку «Оскар»), тревожные музыкальные акценты Бенджамина Уоллфиша и Ханса Циммера, а также вопрос «Что значит быть репликантом?» делают нового «Бегущего» редкой птицей в современных мультиплексах. Картина, отлично принятая критиками, не получила должного приема у зрителей, но мы все прекрасно помним, что судьба оригинала была еще печальнее.
1. «Ла-Ла Ленд»
Мюзикл Дэмьена Шазелла, который не стал лучшим фильмом 2016-го по мнению Американской киноакадемии, дошел до России только в начале января 2017-го. Но прошел почти год, а мы все еще напеваем песни из «Ла-Ла Ленда». Мы любим это кино за его бесстыдную жизнерадостность, даром что она оборачивается горьким послевкусием. Мечтатели Миа (Эмма Стоун) и Себастьян (Райан Гослинг) протанцовывают и пропевают свои отношения, любовь к кино, к джазу и Городу ангелов. Шазелл ставит умопомрачительные номера, перекрывая транспортные артерии Лос-Анджелеса и запуская своих героев в настоящие голливудские декорации. Финальный твист выбивает почву из-под ног, но он лишь свидетельствует о том, что мечты все-таки сбываются. Хоть и нам приходится расплачиваться за них своим счастьем.
2017 год был очень интересным в плане кино. Жаль только, что до России, как это часто бывает, не добираются картины, которые мы увидим среди номинантов на «Оскар» и на другие награды. Мы выбрали еще пять фильмов 2017 года, которые нельзя пропустить, когда они выйдут на большом экране.
Когда Томми Вайсо (то ли человек, то ли вампир) снимал драму «Комната», он не ожидал, что в итоге может оказаться на церемонии вручения премий «Оскар». Сейчас все идет к тому, что Вайсо, снявший один из худших фильмов в истории кино, появится на «Оскарах» в компании Джеймса Франко, экранизировавшего мемуары актера Грега Сестеро, сыгравшего в «Комнате». Франко в роли Вайсо — человек, отчаянно любящий кино, но, увы, обделенный талантом. Впрочем, экранному Томми не занимать страсти, и он не смотрится глупо (хотя, признаться, довольно смешно). «Если ты чего-то хочешь, то это не значит, что у тебя это получится» — таков лейтмотив фильма. Устав от попыток пробиться в Голливуд, Томми Вайсо и его друг Грег Сестеро решают снять вместе фильм. Деньги не проблема для Вайсо (до сих пор никто не знает, откуда он взял 6 млн долларов на «Комнату»). Герои скупают аппаратуру, устраивают кастинг, строят декорации и снимают один из самых неожиданно культовых фильмов в мире. Франко очень любит своих героев, превращая «Горе-творца» в гимн безумству храбрых.
Девочка Муни и ее мать Хэйли живут в затрапезном мотеле «Волшебный замок», находящемся недалеко от Диснейленда. Некоторые туристы путают это место с официальной гостиницей возле парка развлечений, но своих интересностей и здесь хватает. Дети здешних матерей-одиночек, большинство из которых либо работают обслугой, либо сидят на пособиях, предоставлены самим себе. Первая половина фильма — постоянные (и очень смешные) блуждания малышей по мотелю и его окрестностям. Дальше сюжет смещается на Муни и ее мать, которой грозит выселение. Постоянные неудачи и нарастающее отчаяние смыкаются над головой Хэйли, и она начинает срываться на тех, кого любит. Наблюдает за происходящим добродушный управляющий «Волшебного замка» Бобби (Уиллем Дефо). Режиссер Шон Бэйкер стал известен благодаря снятому на iPhone фильму «Мандарин», но в «Проекте „Флорида“» он берет новые высоты.
«Она выглядит так, будто дрова рубит каждое утро», — говорит тренер по фигурному катанию, глядя на 12-летнюю Тоню Хардинг. «Так она и рубит», — парирует ее мать Лавона Хардинг (Эллисон Дженни). Взрослая Тоня (Марго Робби) преуспела в спорте, потому что болела фигурным катанием с детства. Постоянно курящая мать привела четырехлетнюю дочь на каток, чтобы ее тренировали. На самом деле Лавона с радостью бы сплавила ребенка куда подальше — девочка ей не нужна. Тоня будет пробиваться в элегантный мир фигурного катания очень грубо, навлекая на себя гнев судей и ненависть зрителей. Но режиссер Крэйг Гиллеспи умело монтирует ленту, чтобы акцентировать внимание зрителя не только на ужасе, который переживала героиня в семье, но и на абсурдных деталях истории Хардинг. Реальность, как известно, богаче выдумки. И «Тоня против всех» — отличный тому пример.
Чем меньше вы знаете о сюжете «Трех билбордов», тем лучше. Через час после начала режиссер Мартин МакДона (он же сценарист) выкидывает такой финт, что волей-неволей подумаешь, как ему вообще дали снять этот фильм. Фрэнсис МакДорманд играет женщину, чья дочь была изнасилована и убита. Преступника так и не нашли, и героиня оплачивает размещение нескольких слов на рекламных щитах. Последствия слов на этих билбордах станут необратимыми. Картину отметили на Венецианском фестивале призом за лучший сценарий, а в Торонто она и вовсе взяла главную премию (приз зрительских симпатий). Фестивальный хайп — очень опасная штука. Порой она может сыграть дурную шутку с фильмом, не оправдав ожиданий зрителей. Но иногда кино удается настолько, что все восторги прессы подтверждаются. И это как раз случай «Билбордов».
«Леди Бёрд» покупает зрителя с потрохами с первых минут — честной интонацией, безупречными диалогами, блестящим юмором, трогательными персонажами и свежим подходом к теме. Это не кино о первой влюбленности, хотя эта линия присутствует. Это кино о поиске себя и о том, как важны в этом поиске отношения с родителями и их поддержка. Кристина Леди Бёрд МакФерсон (Сирша Ронан), 17-летняя ученица католической школы для девочек в калифорнийском Сакраменто, мечтает вырваться из своего унылого городка. Она красит волосы в розовый, просит называть ее исключительно Леди Бёрд и ищет способы поступить в колледж на Восточном побережье. Еще она иногда злится на мать (Лори Меткаф), которая заставляет ее убираться в комнате и не верит в затею с колледжем, а также постоянно напоминает дочери, что у семьи совсем нет денег. Типичные будни любого подростка, уверенного, что настоящая жизнь — это где-то в Нью-Йорке, а точно не в родном захолустном городишке. Блестящий режиссерский дебют актрисы Греты Гервиг.