Что думали и говорили о том, как их показали на экране, прототипы героев фильмов «Бешеный бык», «Реальный Рокки», «Боец», «Допинг» и других спортивных лент.
19 октября в российский прокат вышел «Реальный Рокки», лента о жизни боксера-тяжеловеса Чака Уэпнера. Важнейшим событием в жизни последнего в свое время стал бой против Мохаммеда Али, когда, к изумлению зрителей и букмекеров, Уэпнер сумел отправить легендарного боксера в нокдаун. Несмотря на проигрыш в том поединке, именно Уэпнер, как принято считать, вдохновил Сильвестра Сталлоне на образ легендарного Рокки. Всю жизнь спортсмен упорно доказывал этот факт, а в 2003 году даже вынудил актера выплатить ему энную сумму в качестве нанесенного морального ущерба за «украденную» биографию. И вот Уэпнер дождался настоящего собственного байопика, которым он остался доволен: «Я был 11 раз на съемочной площадке во время создания фильма и наблюдал за разными сценами. Но когда я посмотрел кино целиком, то был потрясен. <...> Я был в восторге. Я очень польщен и доволен результатом».
КиноПоиск вспомнил, как реагировали на биографические фильмы другие спортсмены и их близкие. Оказалось, что если для одних байопик — это дар небес, то для других — страшная страница, о которой лучше не вспоминать.
Боксер Мохаммед Али о «Рокки 2» (1979)
В 1979 году, когда «Рокки 2» появился на экранах, американский кинокритик Роджер Эберт показал фильм легендарному боксеру Мохаммеду Али. Тяжеловес примерил на себя роль кинокритика и прокомментировал ряд сцен, так что сомнений не осталось: прототип Апполо Крида — это он.
«Это я, все в порядке. Оскорблять оппонента в прессе, чтобы он занервничал. Это точно я».
Боксер Джейк Ламотта о «Бешеном быке» (1980)
Выдающийся фильм Мартина Скорсезе, основанный на биографии экс-чемпиона мира в среднем весе Джейка Ламотты. Свое прозвище боксер получил за вспыльчивый характер, который великолепно передал на экране Роберт Де Ниро (за эту роль он удостоился второго «Оскара»). Изначально Ламотта настаивал на том, чтобы сыграть в фильме самого себя, однако продюсеры вовремя его остановили. Тогда боксер стал тренировать Де Ниро и даже просил актера не бояться нанести ему удар (Ламотте на тот момент было 55 лет). Увы, первая реакция спортсмена на фильм была не самой радостной.
«Мне не слишком понравилось увиденное, а точнее, человек, которого я там увидел... Сразу после просмотра я задал вопрос своей жене: „Неужели именно таким я был в жизни?“ И она ответила: „Ты был хуже“. Тогда впервые я подумал: „Боже мой, я избивал своего брата и делал все эти жуткие вещи... Я действительно был хуже“».
Боксер Рубин Картер об «Урагане» (1999)
В 1999 году Норман Джуисон снял фильм, посвященный судьбе боксера Рубина Картера, получившего за свою агрессивную манеру ведения боя прозвище Ураган. По ложному обвинению в тройном убийстве Картер был приговорен к двум пожизненным срокам, но не отчаялся и продолжал настаивать на своей невиновности. Тюремное заключение не помешало ему посмотреть фильм.
«Я даже не предполагал, пока не увидел Дензела [Вашингтона] на большом экране, насколько я красив».
Баскетбольный тренер Кен Картер о «Тренере Картере» (2005)
В 1999 году Кен Картер был самым обычным школьным тренером по баскетболу в самой обычной школьной команде, пока не принял беспрецедентное решение. В середине сезона Картер запретил своей команде выходить на поле, пока игроки не подтянут свои оценки. История вызвала такой общественный резонанс в США, что вскоре роль строгого тренера уже примерил на себя Сэмюэл Л. Джексон. Картер был удивлен таким интересом со стороны Голливуда.
«Когда этот джентльмен [продюсер Брайан Роббинс] впервые мне позвонил, я повесил трубку. Я подумал, что кто-то из друзей меня разыгрывает. Конечно, у меня была определенная известность, но не такая, чтобы по моей истории можно было снимать кино. Я был простым учителем и тренером в школе и занимался тем, что любил. Когда же он позвонил мне в третий раз, его слова были такими: „Если сейчас вы повесите трубку, больше я вам не перезвоню“. Он представился и стал рассказывать, какие фильмы делал, а я между тем его гуглил. Я был по-прежнему настроен скептически. Но после того как я его пробил и мы поговорили, я подумал, что может получиться действительно нечто интересное. Я заметил, что одно дело — читать заметки в газетах, а совсем другое — обратиться к жизни детей за пределами баскетбольной площадки, которая ничуть не скучнее. Так в общем-то и случилось. То, что показано в фильме, правдиво на 98,5%».
Футболист Майкл Оэр о «Невидимой стороне» (2009)
Успех «Невидимой стороны», за которую Сандра Буллок получила «Оскар», сыграл злую шутку с прототипом картины — профессиональным игроком в американский футбол Майклом Оэром. Оказалось, что для нападающего нет ничего хуже, чем излишняя популярность, на которую теперь жалуется Оэр.
«Все внимание людей приковано ко мне, и они отбирают последнее, что я имею. На самом деле они не видят моих навыков, не видят того игрока, коим я являюсь. Вот почему меня все время понижают, вот почему я провожу столько времени на скамейке запасных. <...> Обычно никто не обращает особого внимания на линию нападения. Но когда там я, все начинают оценивать мою игру. И все из-за фильма, который не имеет никакого отношения к настоящему футболу. Так что нет, он мне не нравится».
Боксер Микки Уорд о «Бойце» (2010)
Микки Уорд, завершивший карьеру еще в 2003-м, принимал активное участие в съемках своего байопика и не раз отмечал, что бокс в фильме — это только фон для рассказа о семье, о борьбе двух братьев, о взлетах и падениях. Тем не менее у него остались замечания к ленте Дэвида О. Расселла.
«Некоторым членам моей семьи это кино не нравится. Я понимаю, что они чувствуют. Но мне фильм нравится, я думаю, что он отличный. Жаль только то, что в него не попали три моих поединка с Артуро [Гати]. Авторы хотели, чтобы фильм больше фокусировался на мне и моем брате Дике, на Дике и его проблемах с наркотиками. Но Артуро был классным парнем. Мы разделили с ним так много всего. У него был свой стиль, и он жил так, как сражался. Думаю, он заслужил право попасть в фильм».
Серфингистка Бетани Хэмилтон о «Серфере души» (2011)
История серфингистки Бетани Хэмилтон, которая подверглась нападению акулы и потеряла руку. Несмотря ни на что, девушка вновь встала на доску и продолжила участвовать в соревнованиях наравне с другими спортсменами. Первый вариант фильма ей не понравился.
«Я наблюдала за процессом создания фильма и даже принимала в нем участие. Когда я посмотрела первую сборку, мне она не очень понравилась. Серфинг был недостаточно хорош. Поэтому я заставила их совершить еще одну поездку на Таити... Ну окей, не заставила, а попросила».
Дочь хоккеиста Валерия Харламова о «Легенде № 17» (2012)
В картине Николая Лебедева освещены события 2 сентября 1972 года, когда сборная СССР по хоккею обыграла канадцев с разгромным счетом 7:3. Валерия Харламова, забившего в том историческом матче две шайбы, сыграл Данила Козловский. Его работа не вызвала вопросов у родственников Харламова, который умер в 1981 году, но некоторые идеи сценаристов вызвали вопросы у дочери спортсмена, Бегониты.
«Создатели фильма консультировались с родственниками и по подбору актеров, и по съемкам. На роль папы пробовались разные актеры, но Данила Козловский был лучшим. Он заезжал к нам домой, с бабушкой (тещей Харламова) общался. Когда первый раз вошел, она даже расплакалась: „Боже мой, как вы похожи на Валеру!“ Но есть в фильме моменты, которые не соответствуют действительности. Например, когда Харламов лезет на балкон к будущей жене. Родные указывали режиссеру, что этого не было. Но он сказал, что снимать биографию от и до скучно. А сцену знакомства с женой надо показать как некое завоевание, преодоление преград».
Гонщик Ники Лауда о «Гонке» (2013)
«Гонка» Рона Ховарда — один из самых популярных спортивных фильмов всех времен. В центре истории — соперничество звезд «Формулы-1» 1970-х годов — Джеймса Ханта и Ники Лауды, который был в восторге от игры Даниэля Брюля.
«Мне этот парень понравился с того момента, как я его встретил. Он сказал, что меня очень сложно играть, потому что я еще жив, люди знают меня по телевизору, знают язык моего тела. Мы много времени общались с ним в Вене, а потом полетели на Гран-при Бразилии, чтобы посмотреть гонки „Формулы-1“. Сказать по правде, представления Брюля о них были так себе. Я думаю, он проделал колоссальную работу, и когда я впервые смотрел фильм, я сказал: „***! Это действительно я“».
Велогонщик Лэнс Армстронг о «Допинге» (2015)
Лэнс Армстронг — всемирно известный шоссейный велогонщик, который потерял все. Сделав головокружительную спортивную карьеру (семь побед на «Тур де Франс»), Армстронг в 2012 году был уличен в употреблении допинга, пожизненно отстранен от велогонок и лишен всех завоеванных наград. В настоящее время Армстронг продолжает вести судебные тяжбы, рискуя потерять даже крышу над головой. Когда в прокат вышел «Допинг», Армстронг не растерялся и пригласил в свой подкаст The Forward Бена Фостера, исполнителя главной роли, и высказал ему все, что думал о фильме.
«Я принял сознательное решение и все эти годы не смотрел фильмы, которые обо мне выходили. Я знал все, что там показывалось, и мне не нужно было их смотреть. Но из уважения к нашему гостю и слушателям я все-таки ознакомился с „Допингом“. Не буду говорить, что это было омерзительно. Не буду даже говорить, что 90% показанного в фильме — это ложь... Хотя, может, и буду. Слушайте, мне было очень тяжело это смотреть. Наблюдать за тем, чего в помине не было. Я узнал о себе 90% абсолютно новой информации».
Трамплинист Майкл Эдвардс об «Эдди Орле» (2016)
Чудаковатый трамплинист-любитель Майкл Эдвардс представлял Великобританию на зимних Олимпийских играх в Калгари в 1988 году. Тогда он занял последнее место, но установил новый личный и национальный рекорд, став любимцем прессы и публики. После этого комичного случая Международный олимпийский комитет ввел «правило Эдди Орла», которое не допускает на Игры спортсменов, не способных показывать результаты на профессиональном уровне. Недавний фильм Декстера Флетчера немного огорчил Эдвардса тем, как в нем были показаны его родители.
«Когда я провалился на Олимпиаде в Калгари, я даже не мог подумать, что обо мне когда-нибудь снимут фильм. Там, конечно, есть свои художественные отступления. Например, если бы авторы картины показали меня как превосходного спортсмена, это не вписалось бы в историю. Но на самом деле я был уже довольно неплох, просто всем интереснее смотреть на неудачи. Еще мой отец в фильме изображается так, будто он настроен против меня, но в реальности он очень поддерживал меня, как и мама».
Боксер Винни Пациенца о «Пазманском дьяволе» (2016)
Байопик о жизни боксера Винни Пациенце, двукратного экс-чемпиона мира в двух весовых категориях — история немыслимого упорства и терпения. В 1991 году боксер попал в страшную автоаварию, сломал шею и, по мнению врачей, должен был навсегда завязать с рингом. Все, что Пациенца делал дальше, стало бесценным материалом для голливудского фильма Бена Янгера. Спортсмену фильм понравился.
«Видеть себя в фильме — это нереально, это сумасшествие, это фантастика. Актеры были на высоте. Они нигде не перегибают палку. Все, что вы видите, даже не 100%, а 1000% правды, от начала и до конца. Им не пришлось ничего приукрашивать, потому что сама моя жизнь была сумасшедшей. И пусть мои родители, посмотрев фильм, чуть успокоятся. Они все равно в это не поверят. После того как я попал в аварию и вернулся домой с металлической скобой на голове, я приступил к тренировкам всего через пару дней. Авторы фильма просто не могли показать это. Зрителям должно было казаться, что прошло хотя бы пару недель, месяц. <...> И еще одна деталь. Сцена, где я осыпаю деньгами обнаженную девушку после выигрыша в казино, правдива. Только там было 65 000 долларов. Ну ладно, 64 000. А режиссер Бен Янгер уменьшил эту сумму до 20 000. Когда я сказал ему: „Бен, Бен, там было 64 000 баксов“, он только покачал головой: „Винни, я знаю... Но никто в это не поверит“».
Теннисист Бьорн Борг о «Борге/Макинрое» (2017)
Когда-то непримиримые соперники на теннисном корте, швед Бьорн Борг и американец Джон Макинрой на этот раз оказались единодушны: создатели фильма кое о ком забыли, а именно забыли о них! Как оказалось, режиссер картины Янус Мец не обращался к спортсменам за консультацией в самом начале съемок. Бьорн Борг высказался о фильме сразу после премьеры.
«Мы с Джоном не были вовлечены в проект с самого начала. Я увидел фильм пару недель назад в Стокгольме и подумал: все хорошо, все в порядке. Однако это не правдивое кино».
Боксер Чак Уэпнер о «Реальном Рокки» (2016)
Фильм «Реальный Рокки» посвящен жизни тяжеловеса и, конечно, тому судьбоносному бою, который поделил его жизнь на до и после. От игры актера Лива Шрайбера Чак Уэпнер остался в восторге.
«Он подошел очень близко! На самом деле многое решил грим. У меня есть несколько своих фотографий той поры, и Шрайбер в фильме очень на меня тогдашнего похож. У него даже телосложение похожее. И я был поражен его самоотдаче, той работе, которую он проделал. Он много занимался с боксерами и учился профессиональным приемам. И в фильме он выглядит как настоящий боец, который умеет наносить удары».