Очаровательный дебют Греты Гервиг с Сиршей Ронан покорил публику и критиков в Торонто. В расписание даже пришлось внести дополнительный сеанс.
Грета Гервиг — современная муза американского независимого кино, актриса и частый соавтор сценариев фильмов Ноа Баумбаха. Свой полноценный режиссерский дебют она впервые показала на фестивале в Теллурайде за несколько дней до Торонто. Гервиг признавалась потом в интервью, что страшно волновалась: она еще не представляла «Леди Бёрд» такой большой аудитории. Однако актриса зря переживала: фильм приняли на ура как в Теллурайде, так и в Торонто.
Кристина «Леди Бёрд» МакФерсон (Сирша Ронан), 17-летняя ученица католической школы для девочек в калифорнийском Сакраменто, мечтает вырваться из своего унылого городка. Она красит волосы в розовый, просит называть ее исключительно «Леди Бёрд» и ищет способы поступить в колледж на Восточном побережье. Еще она иногда злится на мать (Лори Меткаф), которая заставляет ее убираться в комнате и не верит в затею с колледжем, а также постоянно напоминает дочери, что у семьи совсем нет денег. Типичные будни любого подростка, уверенного, что настоящая жизнь — это где-то в Нью-Йорке, а точно не в родном захолустном городишке. Хотя жаловаться на скучную жизнь главной героине не приходится: она записывается на пробы в мюзикл, где играет хорошенький Дэнни (Лукас Хеджес) из католической школы для мальчиков, переживает первую любовь, первое разочарование, первый секс, первую серьезную ссору с лучшей подругой Джули (Бини Фелдштейн).
«Леди Бёрд» покупает зрителя с потрохами с первых минут — честной интонацией, безупречными диалогами, блестящим юмором, трогательными персонажами и свежим подходом к теме. Это не кино о первой влюбленности, хотя эта линия присутствует. Это кино о поиске себя и о том, как важны в этом поиске отношения с родителями и их поддержка. Гервиг сама росла в Сакраменто и уехала учиться в Нью-Йорк, поэтому многие называют ее ленту автобиографической. Это не совсем корректно: режиссер объясняла, что все события, показанные в фильме, никогда с ней не происходили, но рифмуются с правдой. Ей важно было отталкиваться от эмоциональной правды. Главная героиня в исполнении Сирши Ронан, на которой роль сидит как влитая, не хочет пассивно принимать то, что ей навязывают родители или школа, и предпочитает действовать. Пусть хаотично, пусть ошибаясь, но приближаясь на шаг к себе.
Гервиг говорит, что собирается ставить фильмы и дальше, хотя это мучительный, полный сомнений и трудностей процесс. «Я спросила Джо Райта, который представлял здесь „Темные времена“: „А потом станет легче?“ Он покачал головой: „Не-а, легче не становится“. Кажется, это меня устраивает», — поделилась режиссер с газетой LA Times. Отличная новость для всех любителей американского независимого кино.
Как и героиня «Леди Бёрд», Халед из египетской трагикомедии «Шейх Джексон» всю юность конфликтовал с родителями. Точнее, со строгим отцом. Мать умерла, когда он был еще маленьким, и Халед плохо помнит даже цвет ее волос. Помнит только, что она любила Майкла Джексона, а вот отец совершенно «этого трансвестита» не одобрял. Все эти воспоминания нахлынули на уже взрослого Халеда, когда он услышал по радио известие о смерти короля поп-музыки. На дворе 2009 год, он давно переехал в Каир, стал имамом, женился и воспитывает дочку. Его жизнь полна ограничений: он спит под кроватью — это напоминает о близости смерти — и даже купил себе специальное кольцо с электронным дисплеем и двумя кнопками. Красная — для грехов, зеленая — для добрых дел. Посмотрел на женщину в светской одежде — нажми на красную кнопку. Зашел в социальную сеть — плюс один грех. Красавицу жену Халед заставляет носить паранджу, а дочке отключает интернет, увидев, что та смотрела видео «Single Ladies» Бейонсе.
И вот в эту размеренную жизнь врывается видениями наяву Майкл Джексон. Он сидит среди мужчин на утреннем намазе и лишает Халеда покоя. Ему придется разобраться с собственным детством, чтобы понять, что происходит и почему призрак певца никак его не оставит. «Шейх Джексон», ставший официальным кандидатом от Египта на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», начинается довольно сумбурно, переключаясь между несколькими временными пластами и беседой Халеда с психотерапевтом. Однако спустя примерно полчаса действие наконец фокусируется на теме запретов и отношений с отцом, приобретая неожиданное измерение.
Из эксцентричной комедии про имама, который любил Майкла Джексона и переживает кризис веры, вырастает теплая и откровенная история о том, как человек в важный момент своей жизни отказался от части себя. Может ли любовь Бога заменить любовь отца, которой всегда не хватало? Можно ли вернуться назад и что-то изменить? Нужно ли? Халед оказывается перед этими вопросами беззащитным, как ребенок. Однако делает правильный выбор. Единственное, чего не хватает «Шейху Джексону», так это настоящих хитов Майкла Джексона, на которые у создателей, очевидно, просто не хватило денег.
«Что скажут люди»
Норвежская драма «Что скажут люди», премьера которой состоялась в конкурсной секции «Платформа», рассказывает о том, как традиции и стремление им соответствовать берут верх над любовью и здравым смыслом, когда консерватизм родителей буквально идет вразрез с желаниями их детей. В центре сюжета этой по-настоящему страшной картины — семья выходцев из Пакистана, обосновавшаяся в Осло. Их дочь Ниша учится в старших классах обычной норвежской школы и по ночам сбегает через балкон на вечеринки, оставляя под одеялом импровизированное чучело из мягких игрушек. Родители не догадываются о побегах дочери, и легко понять, что такое поведение они бы не одобрили — мать строго отчитывает Нишу даже за короткий топ. Но одна из первых сцен демонстрирует, что в этой семье есть место любви и радости: на день рождения отца они все вместе весело танцуют в окружении гостей.
Все меняется, когда отец застает ночью в комнате дочери ее бойфренда-норвежца. Молодые люди одеты и всего лишь разговаривают, но у разъяренного отца нет времени разбираться, что было, чего не было. Он избивает мальчика, и в результате девушка оказывается в службе защиты несовершеннолетних. Весть о случившемся быстро разносится по общине, и друзья семьи настойчиво советуют родителям Ниши проучить ее хорошенько, чтобы не подавала плохой пример другим порядочным мусульманским девушкам. То, что происходит дальше, больше похоже на хоррор, чем на социальную драму. Нишу против ее воли отвозят к родственникам в Исламабад на перевоспитание.
Ужас, который испытывает Ниша, осознав, что родители оставили ее, еще и опозорив перед общиной, назвав женщиной легкого поведения, быстро передается зрителю. Кажется, что из красивой и веселой девушки выкачали весь воздух. Но стоит ей привыкнуть к жизни в Пакистане и влюбиться по-настоящему, как роковой случай вновь вызовет гнев у ее родственников. Сломается ли она? Найдет ли силы бороться?
Еще страшнее становится, когда понимаешь, что это реальная история, случившаяся с режиссером и автором сценария «Что скажут люди» Ирам Хак. В 14 лет родители точно так же похитили ее и заставили полтора года жить в Пакистане. Впоследствии девушка стала актрисой и режиссером, а ее первый полнометражный фильм «Я твоя» был официальным кандидатом на «Оскар» от Норвегии.
«Я ждала, пока буду достаточно готова как режиссер, чтобы рассказать эту личную историю в правильном свете, не делая девушку просто жертвой, а ее родителей — исключительно мучителями, — говорит Хак. — Мне хотелось рассказать о невозможности любви между родителями и их ребенком. У этой истории не может быть счастливого конца до тех пор, пока разрыв между двумя культурными традициями остается столь значительным». Картине действительно удалось соблюсти этот баланс. Родители здесь сами выглядят жертвами — ритуалов и необходимости сохранять свой статус в общине. Однако это не сделало фильм менее откровенным.