Бенедикт Камбербэтч и Джейсон Кларк оба показывают реальных исторических личностей, однако подход у двух фильмов совершенно разный.
«Война токов»
Фильм о противостоянии двух «электрических» магнатов, Томаса Эдисона (Бенедикт Камбербэтч) и Джорджа Вестингауза (Майкл Шеннон), может похвастаться не только звездным составом исполнителей, но и определенным русским следом: в числе продюсеров одним из первых в титрах появляется имя Тимура Бекмамбетова. Он купил права на сценарий в 2012-м и сначала был приписан к проекту как постановщик, однако потом остался лишь в роли продюсера. Режиссерское кресло занял Альфонсо Гомес-Рехон, поставивший ранее подростковую инди-драму «Я, Эрл и умирающая девушка».
Сценарист Майкл Митник «Войну токов» решил написать после того, как еще во время студенчества в качестве учебного задания выбрал монолог Томаса Эдисона. Он обнаружил среди прочего, что изобретение электрического стула как способа казни в американских тюрьмах стало результатом борьбы Эдисона и Вестингауза за первое место среди поставщиков электроэнергии. Этот эпизод, как и множество других занятных исторических фактов и персонажей, в том числе Никола Тесла (Николас Холт в эксцентричных клетчатых сюртуках), занимает добрую половину картины, снабженную достаточными для забывших школьный курс физики техническими подробностями. Вторую половину фильма занимают сцены, раскрывающие характеры Эдисона (самонадеянный изобретатель-сноб, не очень далеко ушедший от Шерлока в исполнении того же Камбербэтча) и его соперника, который вообще-то соперником быть совсем не хочет, а хочет кооперироваться. Но кооперироваться Эдисон ни с кем не желает и развязывает «войну токов», постоянного и переменного, активно рассказывая журналистам, что ток Вестингауза может убить человека, и наглядно демонстрируя действие электричества на лошадях и других животных.
Довольно неприятному типу Эдисону зрители должны сочувствовать, потому что авторы наделили его трогательными, чувственными отношениями с умницей-женой (Таппенс Мидлтон). После того как она умирает без объяснения причин в середине фильма, Эдисон прокручивает магнитную запись ее голоса, которую создал с помощью собственноручно изобретенного аппарата, и вспоминает, как позвал ее под венец — азбукой Морзе, как же еще. На его стороне харизма, блестящий ум, любовь работников, а главное, мировая слава. У сдержанного Вестингауза тоже есть жена, она дает ценные советы относительно ведения бизнеса. А еще у него есть непоколебимая нравственная позиция, и его выдержке в борьбе с беспринципным Эдисоном можно только позавидовать. Счет постоянно стремится к ничьей, а Эдисон и Вестингауз практически не встречаются, продолжая воевать на почтительном расстоянии друг от друга. Правда, накала их экранного конфликта не хватит и на крошечную лампочку.
«Война токов» постоянно пытается уйти — по крайней мере, по части визуальных приемов — от классического представления о биографическом фильме: камера порхает по электростанциям и кабинетам главных героев, то взмывая к потолку, то приближаясь к лицам персонажей; саундтрек пульсирует электронными композициями, усердно стараясь звучать современно. И все равно трудно понять, кому предназначен этот фильм — любителям биографических драм об ученых или поклонникам Бенедикта Камбербэтча? Широкой аудитории следить за тем, как американские города обращаются то к Вестингаузу, то к Эдисону, будет, скорее всего, просто скучно. Тем более что исход войны известен.
«Чаппакуиддик»
Джейсон Кларк играет в «Чаппакуиддике» Эдварда Тедди Кеннеди — политика, установившего рекорд по продолжительности пребывания на посту сенатора. Эдвард занимал кресло сенатора от штата Массачусетс на протяжении 46 лет. Однако сценаристов-дебютантов Тэйлора Аллена и Эндрю Логана интересует всего лишь пара дней в июле 1969 года, когда Тедди, выпив на вечеринке вместе с друзьями и сотрудниками, работавшими над президентской кампанией его брата Роберта, произносит вдохновенную речь на тему «Мы с вами одна семья». После чего он садится за руль и увозит бывшую помощницу Роберта, 28-летнюю Мэри Джо (Кейт Мара), любоваться звездами, благо вечеринка проходит в летнем доме семьи Кеннеди на острове Чаппакуиддик. Кеннеди уговаривает девушку заняться новой президентской кампанией — его собственной.
По дороге домой Тедди потеряет управление, машина упадет в реку, и сенатор, выбравшись на берег, уедет обратно в дом, где проходила вечеринка. Когда утром водолазы вытащат тело Мэри Джо, он вместе со всей президентской ратью — советниками, адвокатами, врачами и пиарщиками — будет пытаться избежать суда и наказания за убийство по неосторожности. «Чаппакуиддик» — кино о болезненном эпизоде американской истории, безжалостное по отношению к своему центральному герою. Кларк практически солирует на экране, воплощая образ слабого, лицемерного, неуверенного в себе человека, который, тем не менее, не хочет терять власть и образ жизни, к которым привык.
Стоит отдать авторам должное: зрителю легко понять, что сделало младшего Кеннеди, брата убитых Джона и Роберта, любимцев публики, именно таким. Фильм открывается телевизионным интервью, которое Тедди дает в преддверии новой президентской кампании. Журналист спрашивает его о братьях, и политик отвечает, что их работа на благо страны всегда будет отбрасывать тень на преемников. «И каково жить в этой тени?» — задает неосторожный вопрос телеведущий, и Тедди резко прерывает беседу.
Проведя всю жизнь в тени старших братьев, под прицелом камер и с необходимостью соответствовать ожиданиям, Эдвард не научился брать ответственность и больше всего на свете боится подвести семью. Парализованный отец (Брюс Дерн, играющий одними лишь полными гнева и презрения глазами) едва двигающимися губами шипит: «Алиби!» Но и этого Тедди не может себе обеспечить. Он даже заявление в полицию не может написать, не противореча самому себе. Его хаотичные действия вызывают у советников одну головную боль, однако дело — благодаря связям и признанию самого Эдварда в том, что он «оставил место происшествия» — все же удается свести к условному сроку.
Керран предельно реалистично, с четкой хронологией и холодной, отстраненной интонацией восстанавливает события тех дней, после которых Эдварду уже не суждено было стать президентом. Это напряженная драма о трагедии, которую в современной Америке уже позабыли, но сейчас — это отмечают многие западные критики — неплохо бы вспомнить, чтобы в очередной раз задать вопрос, что такое власть, как она трансформирует личность и может ли оставаться в руках человека, который нарушает закон.