«Кот олигарха»: Отрывок из романа культового кинопереводчика Петра Карцева

Обсудить0

Автор канонических переводов киноклассики эпохи видео 90-х в этом году стал известен аудитории в новом качестве — как писатель.

Имя Петра Карцева хорошо знакомо тем, кто застал эпоху видео. Известный в 1990-е годы кинопереводчик прославился как автор канонических переводов классики («Третий человек», «Двойная страховка», «Леди Ева») и культовых картин рубежа веков («Двенадцать обезьян», «Амели», «Подозрительные лица»). «Перевод подразумевает точность, точность исключает импровизацию», — говорил Карцев, чья работа вызывала наименьшее количество нареканий со стороны зрителей по сравнению со многими его коллегами. Увы, в начале нулевых он оставил эту профессию и сменил направление деятельности, пусть и в рамках российского кинобизнеса. Долгое время Карцев возглавлял отдел зарубежных закупок компании «Централ Партнершип», затем отделы в московских представительствах голливудских студий. В этом году он стал известен аудитории в новом качестве — как писатель.

Петр КарцевПетр Карцев

В начале 2017-го в издательстве «Эксмо» в бумажном виде вышел роман Карцева под заголовком «Тропик Водолея». Второе, электронное, издание книги, которое недавно предпринял сам автор, вернуло тексту первоначальное название «Кот олигарха» вместе с новой порцией культурных аллюзий — от Чеширского кота до кота Шредингера.

В этом интеллектуальном сатирическом романе жизнь главной героини — офисной работницы Лены — часто напоминает сон, а где сон, там, разумеется, и кинематограф. Она то и дело соприкасается с экзотическим миром кино то на светской премьере, то на Каннском фестивале, то в жизненных ситуациях, пародирующих кинематографические вехи — от «Буча Кэссиди» до «Последнего танго в Париже». В итоге литературный монтаж превращает цепочку правдоподобных по отдельности коллизий в фантасмагорическое наваждение.

С разрешения автора КиноПоиск публикует отрывок из романа «Кот олигарха».

*********

— Слушай, — сказал он, — у тебя деньги есть?

— Есть, — с интересом сказала Лена.

— Угости меня водкой, а? Вышел из дома без копейки.

Просьба получилась абсолютно непосредственной и без малейшего намека на quid pro quo («услуга за услугу» — Прим. авт.). У Лены внутри заиграло странное возбуждение. Угостить незнакомого мужчину водкой было почти равнозначно случайной сексуальной связи, но эмоционально наверняка гораздо менее обременительно. Продолжая есть на ходу, она двинулась к стойке бара так же решительно, как до этого Степан к фуршетному столу.

Молодой бармен с шевелюрой кучерявых волос словно почувствовал серьезность ее намерений, отвлекся от разливания красного и кинул на нее вопросительный взгляд.

— Водки, — сказала Лена.

Подоспевший Степан одобрительно хмыкнул и показал бармену универсальный сигнал победы и удвоения заказа.

Бармен с готовностью кивнул и лихим жестом хлопнул перед ними на стойку две рюмки.

— Мне? — не поверила Лена.

— Нормально, — убедительно отрезал Степан. — За знакомство.

Они сели у стойки лицом друг к другу. Лена поправила на коленях полы платья. Раньше она никогда не сидела у барной стойки и не замечала, как высоко на этом платье находится нижняя пуговица.

— Ты не думай, — сказал Степан, — я не гопник какой-нибудь. Я актер. Меня Решетинский сам сюда позвал — я у него в следующем фильме буду играть. Ромашин моя фамилия — не слышала? Я пока в сериалах в основном.

«Амели»«Амели»

Необходимость расплатиться с барменом дала Лене удобную возможность промычать что-то непринужденное и открытое для толкований в ответ на вопрос Степана. Впрочем, его лицо и вправду стало казаться смутно знакомым. Бармен забрал ее пятьсот рублей и уплыл вдоль стойки. По его манере Лена поняла, что сдачи не будет.

— А ты всегда так челку носишь? — спросила она и, протянув руку, откинула челку Степана наверх, вглядываясь ему в лицо. — Тебе без нее лучше.

— Да это я сейчас пидора играю в артхаусном фильме у одного трубочиста, — невозмутимо пояснил Степан. — Пропащее кино, но все равно хлеб. «Милый друг», по роману этого... — Степан защелкал пальцами. — Ну этого, Мопасрана. Слыхала? Зинченко режиссер. Ну давай. — Он поднял рюмку. — Тебя как зовут-то?

— Лена, — сказала Лена, и они чокнулись.

Она поднесла рюмку ко рту. В нос неприятно шибануло запахом спирта. Степан опрокинул свою порцию и тут же заметил ее затруднение.

— На выдохе, — сказал он тоном врача, обучающего пациентку какой-нибудь сложной медицинской процедуре. — Втяни воздух. Втянула? Теперь пей и выдыхай.

Лена сделала микроскопический глоток, но Степан тут же округлил глаза и поспешными движениями ладони снизу вверх стал показывать, что пить нужно залпом. Лена запрокинула голову назад и постаралась влить содержимое рюмки прямиком в горло, минуя язык. Проглотив, она поспешно выдохнула.

В горле немного защипало, но по пищеводу заструилось тепло. В целом приятные и неприятные ощущения компенсировали друга друга. Запоздало восхищаясь собственной смелостью, Лена посмотрела на Степана широко распахнутыми глазами.

— Ты что, в школе не пила водку? — удивленно спросил он.

Лена помотала головой.

— Вот молодежь! — воскликнул Степан, одновременно делая знак бармену. — И в колледже не пила?

— Я книжки читала. Жизнь проходила мимо меня.

— Надо нагонять, — констатировал Степан и многозначительно пощелкал пальцами. Лена не сразу поняла, что он таким образом сигнализирует о необходимости снова расплатиться с барменом. Она покладисто потянулась к кошельку, но с сомнением посмотрела на вторую рюмку.

— Я опьянею, — прозорливо сказала она.

Степан засмеялся так, словно оценил шутку и нашел ее удачной.

— Так в том и смысл, подруга! — сообщил он и хлопнул ее по плечу — к счастью, не очень сильно. Лена, тем не менее, покачнулась. Ей пришло в голову, что весом она уступает Степану примерно вдвое. Кроме того, она подумала, что обращение «подруга» звучит по какой-то причине не особенно дружелюбно. В русском языке почему-то много слов, чье разговорное значение так или иначе отрицает словарное. Ленины мысли потекли в этом направлении за дальнейшими примерами. Глаза машинально забегали по залу. Интересно, подумала она, это уже признак опьянения?

Усилием воли заставив себя встряхнуться, она обнаружила, что держит в левой руке вторую рюмку. Вероятно, движение было инстинктивным. Быть может, ген алкоголизма таился в ней до сих пор незамеченным, но выжидал момента, чтобы заявить о себе. Или она просто зеркально повторяла движения Степана. Говорят, люди повторяют жесты собеседника, когда он им нравится. Нравился ли ей Степан? Если убрать эту дурацкую челку... и страшную косуху... Кто бы говорил, с твоим платьем в стиле «слезы старьевщика»...

Лене пришлось еще раз встряхнуться. Мысли постоянно уносили ее в сторону от текущего момента. В этом, возможно, была главная загвоздка ее до сих пор такого тепличного существования... Почему бы не сосредоточиться на потоке жизни, не отдаться ее энергетике, вместо того чтобы постоянно рефлексировать и анализировать происходящее...

— Эй, подруга, ты что, поплыла уже? — крикнул Степан, приближая лицо к ее лицу.

Лена вздрогнула и отчаянно замотала головой. В зале давно уже было очень шумно, но теперь грохот музыки и гомон резонирующих голосов стали почти оглушительны.

Степан методично опрокинул свои пятьдесят граммов, потом решительно взял Ленину рюмку из ее руки и отставил в сторону. Затем он придвинул к ней позабытую было тарелку с едой.

— Съешь-ка что-нибудь, — отечески сказал он.

Лена благодарно взглянула на него и взяла с тарелки канапе, потом еще два в быстрой последовательности.

— А я думала, ты хочешь меня напоить, — с набитым ртом сказала она.

Степан как-то странно усмехнулся одной половиной лица, то ли показывая, что у него в мыслях не было ничего подобного, то ли, наоборот, намекая, что задача не из сложных, то ли и вовсе подразумевая что-то третье, еще менее лестное для Лены. Она не успела до конца распутать все варианты, потому что между ней и Степаном неожиданно протянулась мужская рука и взяла с тарелки деревянный шампур с двумя розовыми, идеально обжаренными креветками, которых Лена уже решила сберечь напоследок как самое вкусное.

Рука принадлежала примерному ровеснику Степана, одетому в джинсы и тонкий дорогой на вид джемпер. На его бесстрастном лице блестели и бегали два пустых и пронзительных черных глаза, похожих на очень мелкие маслины.

Степан дернулся было в ответ на предполагаемую агрессию и довольно резко обернулся, но тут же расплылся в улыбке.

— Феня! — воскликнул он.

Последовал обмен мужскими приветствиями, включавший в себя поцелуй щекой к щеке. Этого Лена много видела на своем факультете.

Бесцеремонный незнакомец Феня, оторвавшись от ее собеседника, снял зубами креветку с деревянной шпажки и принялся энергично жевать. Одновременно он повернулся к Лене и осмотрел ее внимательно, но без малейших признаков заинтересованности.

— Извините, пожалуйста, — сказал он ничуть не виноватым голосом и без всякого смущения. — Умираю от голода, а к закускам не пробиться. Стена из журналистов. Знаете, на что ловят журналиста? На халяву. Если что, не обижайтесь.

— Я не журналист, — вежливо сказала Лена.

— Очень приятно, — деловито отозвался черноглазый. — Феофраст. Можно Феня. Любите ли вы черно-белый синемаскоп больше, чем саму жизнь?

Лена собиралась назвать свое имя, но оно, по-видимому, нового знакомого не интересовало. Она осеклась и уставилась в тарелку, на которой еще лежало несколько канапе, почему-то уже утративших привлекательность.

— Конечно, Фриц Ланг считал, что в синемаскопе хорошо выглядят только змеи и похоронные процессии, — продолжал Феофраст, видимо, и не ждавший ответа. — Я бы добавил еще барные стойки. А как у вас тут с вином — наливают?

Фриц ЛангФриц Ланг

— Держи, — тут же отозвался Степан, снимая со стойки оставленный кем-то почти полный бокал красного.

Феофраст стал энергично отказываться.

— Да брось ты, — жарко убеждал его Степан, — подруга только пригубила, отравишься теперь, что ли?

Лена с некоторой горечью отметила, что Степан, очевидно, просто не помнит ее имени, и не без злорадства — что предложенный Фене бокал не имеет к ней никакого отношения.

Феофраст, впрочем, от бокала все же отказался и замахал рукой оказавшемуся неподалеку бармену.

— Молодой человек, — крикнул он сквозь пульсацию музыки и плотный шум гостей, — налейте мне красненького! — Затем он неожиданно повернулся к Лене. — Это мне напоминает: вчера смотрел старый фильм с Полом Ньюманом. — Он кинул взгляд на Степана, включая его в свою аудиторию. — Ньюман играет частного детектива. И вот он с самого начала на титрах просыпается со страшного бодуна, идет на кухню заваривать кофе, а кофе кончился. Тогда он недолго думая достает из мусорного ведра вчерашний пакетик спитого кофе, засохший, грязный, сует его в кофеварку — и вперед. Вот вам настоящая магия кинематографа: до конца фильма у зрителя будет во рту привкус отвращения от этого кофе.

— Черная магия, — сказала Лена.

— Семантическая параллель между нуаром и черным кофе очевидна, — кивнул Феофраст. — Но как смело оформлена заявка на ревизионизм. Метафора настолько осязаема, что оставляет налет на языке. — Он говорил очень быстро, но внимательно следил исподлобья за реакцией слушателей, переводя глаза с Лены на Степана. — Наш герой даже не Мишель Пуаккар, которому на все насрать, но который пьет эспрессо за стойкой, а Лу Харпер, которому на все насрать, и точка.

Лена совершенно случайно знала, кто такой Мишель Пуаккар, благодаря телеканалу «Культура» и дождливому летнему воскресенью.

— Но... — некстати начала она.

— Я знаю, что вы скажете, — без секундной паузы продолжал Феофраст. — Да, некстер покупает кофе в магазине экологически чистых продуктов, а чашки заказывает по интернету из Японии. Но суть не в этом. Суть в том, что сегодняшний кофе есть только испражнение от вчерашнего.

— Тогда, — немного ядовито сказала Лена, — пейте вино из любого бокала, оно все равно прокисло.

— Ха! — громко сказал Степан, взял невостребованную Леной рюмку водки и лихим движением выпил. — Не обращай на него внимания, — посоветовал он после этого Лене, кивая на Феню. — Если он заведется про кино, его до утра не остановить.

И действительно, под поток быстрой и немного заговаривающейся речи время исчезало в релятивистскую воронку. В какой-то момент Лена обнаружила перед собой два пустых бокала, и в руке еще один, уже початый.

— Я хочу распространить семь типов двойственности Эмпсона на кинематограф, — вливался ей в уши речитативный голос Феофраста. — Странно, что никто еще этого не сделал. Я поставлю на колени Офюльса и вознесу на пьедестал Одзу. Эстетика кино — это эстетика монтажного перехода и ракурса, поэтому все разговоры о длинных планах и интересных движениях камеры только навевают на меня тоску.

Ясудзиро ОдзуЯсудзиро Одзу

— Зинченко говорит, что камера — это вагина, которая пытается поглотить мир, — вставил Степан не без гордости за свою способность поддержать интеллектуальный разговор.

— В одном Решетинский прав, — игнорируя Степана, сказал Феофраст, острыми глазками вглядываясь в Лену. — Кино — это подсознание общества.

Бармен поставил на стойку три рюмки водки, заказанные неизвестно кем и когда.

— Общества или режиссера? — решила уточнить Лена, со светским видом поднимая рюмку к губам.

— Режиссера тоже. — Феофраст говорил уверенно и гладко, без всяких пауз, как будто ответы на все вопросы были у него заранее заготовлены. — Вы знаете, когда появилось кино?

— Это все знают, — скромно сказала Лена.

— Когда Фрейд открыл бессознательное, — не дожидаясь уточнения, отрезал Феня. — Первым фильмом Люмьеров было «Прибытие поезда», а поезд — самый известный фаллический символ в психоанализе. Первый киносеанс сразу, с порога, показал зрителям, что тайно движет всеми их помыслами.

Братья ЛюмьерБратья Люмьер

— Еще «Политый поливальщик», — вспомнил Степан с гордостью двоечника, неожиданно находящего ответ на коварный вопрос учителя. — Мы во ВГИКе смотрели.

— Эякуляция, — подняв брови, разъяснил Феофраст, присовокупляя жест открытой ладони, подчеркивающий элементарность сказанного. — Метафорическое семяизвержение. Раннее кино оперировало самыми прямолинейными образами. Которые со временем стали все более усложняться, подобно тому, как психоанализ, все глубже и глубже проникая в подсознание пациента, обнаруживает там все более и более сложно организованные слои. Пока не доходит до самого глубокого слоя — коллективного бессознательного.

— Глубже ничего нет? — коварно спросила Лена.

— Ничего, — подтвердил Феофраст.

— Откуда вы знаете?

— Как нет ступени организации выше общественной, так не может быть и уровня подсознания ниже коллективного. Одно зеркально отражает другое. Как в герметическом кодексе: что внизу, то и наверху.

— Э-э, брат, погоди, — сурово сказал Степан, который обиженно хмурился с тех пор, как его вклад в беседу оставили без комментариев. — Оставь эту философию для премьеры фильма с субтитрами. А мы тут люди простые. Нам, во-первых, надо выпить. — Он, не оборачиваясь, защелкал пальцами в сторону бармена. — А во-вторых, я тебя правильно понял, что Решетинский снимает кино про член? Только так хитро, чтобы никто не догадался? Вот, например, звездолет — это член, верно? А когда космонавты выходят в открытый космос — это...

К облегчению Лены, его отвлекли приблизившийся бармен и тут же возникший спор о выборе напитков: Степан настаивал на заказе еще трех рюмок водки, тогда как Лена решительно заявила, что все-таки предпочитает вино, а Феофраст потребовал текилы. Сошлись на том, что каждый имеет право заказать что хочет.

Пока бармен разливал напитки под пристальным наблюдением Степана, Лена попробовала направить разговор в менее эксцентрическое русло:

— Вам понравились «Изгнанники»? — спросила она Феню.

Он скривил лицо.

— Ну, понимаете, «Солярис» трудно переплюнуть. Или «Космическую одиссею». По сравнению с ними Решетинский снял полный отстой.

— Полный эякулят, — поправил его Степан.

Феофраст проигнорировал замечание.

— Я не знаю, зачем он вступил в конкуренцию с такими режиссерами...

— Может быть, это его подсознание? — предположила Лена. — Какой-нибудь комплекс или невроз...

— Безусловно, — снисходительно кивнул Феня. — Латентная агрессия, проявляющаяся в стремлении отредактировать классику под видом собственного творчества. На этом построен весь современный Голливуд. Впрочем, в более широком масштабе все современное общество агрессивно отрицает ценности прошлого...

— Почему? — спросила Лена.

— Я прошу прощения, что прерываю вашу ученую беседу, — вмешался Степан, — но давайте все-таки не будем забывать, для чего мы здесь. — Он подал Фене его текилу и подвинул Лене бокал вина. — И давайте уже отпустим молодого человека, — он кивнул на маячившего за стойкой бармена, тут же назвавшего сумму заказа. Вино, конечно, было бесплатным для всех гостей.

«Солярис»«Солярис»

Лена опять потянулась к кошельку, и, поскольку Феня не проявил никакого интереса к происходящему, ей пришлось заплатить за обоих собеседников.

Степан приглашающим жестом поднял рюмку, словно призывая к порядку. Феофраст флегматично чокнулся и выпил, не дожидаясь остальных. Лена, по крайней мере, в этом раунде получила сдачу, так как у нее кончились мелкие купюры. Степан галантно ждал, пока она поднимет бокал, и жизнерадостно двинул рюмку ему навстречу. Столкновение получилось довольно громким — Лене на мгновение показалось, что сейчас посыпется битое стекло и кровавого цвета жидкость польется ей на платье. Непоправимого, однако, удалось избежать: лишь несколько капель из ее бокала через край плеснули на стойку. В ушах пульсировала музыка, голова начинала болеть. Во рту пересохло; Лена вспомнила, что закуски были слишком солеными. Она выпила бокал залпом, лишь немного отстав от Степана.

— Вы решительная девушка, — сказал ей Феофраст, все это время, как и прежде, наблюдавший за ней острыми глазками.

— Нормальная девушка, — отозвался Степан, как будто Лену нужно было защитить от сомнительной инсинуации. — Наш человек.

— Надеюсь, вы не за рулем.

— Нет.

— Все равно будьте осторожны. Вы знаете, где мы находимся.

Лене вдруг показалось, что его равнодушие и даже пренебрежительная грубость напускные. Бегающие глаза скрывали лихорадочный интерес, пусть и совсем не интеллектуального свойства. Вполне возможно, непрошеная словоохотливость была свойственна Фене всегда и в любых обстоятельствах, но еще более уверена Лена была в том, что здесь и сейчас она является попыткой произвести впечатление лично на нее. Более того, она почувствовала, что Феня воспринимает присутствие Степана как острую конкуренцию, победить в которой для него по какой-то причине — дело чести. Лена не знала, чему удивиться больше: тому, как отчетливо вдруг вырисовался для нее скрытый смысл их довольно сумбурного разговора, или самому смыслу, столь неожиданно поместившему ее в тайный центр происходящего. Она с удивлением посмотрела на свой пустой бокал.

— А где мы находимся? — спросила она с некоторым интересом, но прежде всего для того, чтобы выиграть время на раздумье.

— В Козьей слободе, — с готовностью ответил Феофраст. — Где в полнолуние ведьмы крутят шабаш и раз в год Сатана правит бал. Забредешь сюда вечером и не знаешь, кем выйдешь утром.

— И с кем выйдешь, — сказал Степан, то ли упуская суть дела, то ли, наоборот, демонстрируя неожиданную глубину интуиции.

— Я не знала про это название, — сказала Лена. — Помню только, что раньше здесь были болота.

— Скрывающие вход в нижний мир.

— Как там сказано... — Лена вскинула глаза к потолку. — Остерегайтесь выходить на болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно.

— Нечистой силы здесь изрядно, — кивнул Феофраст, обернувшись и картинно окинув взглядом разбитую на кучки толпу гостей, сотрясаемых музыкой.

Лена повернула взгляд в том же направлении и с некоторым удивлением обнаружила вокруг себя пористую, плохо различимую человеческую массу. Трудно было представить, что привлекло сюда столько взрослых людей. Оказаться здесь впервые и невинно, в компании хищных, вороватых собеседников было восхитительной экзотикой, но Лена не верила, что ей когда-нибудь захочется повторить этот опыт. Сквозь раздробленные группы тусующихся метнулся в глаза золотой отблеск, вызвавший в памяти из детства образ сверкнувшей на солнце рыбы. Была ли это Лара? Лена обнаружила, что смена фокусного расстояния требует отчетливого усилия. Близлежащие лица расплылись в какое-то желе, испещренное непарными глазами и острыми треугольниками носов, как на картине кубиста. И вдалеке, действительно, мелькнула та, которую невозможно было потерять, и в этот момент, словно почувствовав Ленин взгляд, Лара обернулась, встретилась с ней глазами и махнула рукой. Лена вздрогнула от неожиданности и покачнулась на высоком барном стуле. Сквозь сгущающийся туман ее мысль лихорадочно стала воспроизводить Ларин жест в попытке понять, был ли это призыв. Что если она нужна Ларе? Какой бы мимолетной ни была эта потребность, Лена почувствовала бы себя навеки опозоренной, если бы ее не оказалось в нужный момент рядом, чтобы исполнить любую Ларину прихоть. Но, с другой стороны, что если Лара просто машинально среагировала на встречу взглядов, будучи на самом деле поглощена увлекательным или даже важным разговором? Если бы в этот момент рядом с ней появилась требующая внимания тупая овца, неправильно истолковавшая бессмысленный жест, и прервала завязавшийся контакт с бесценным, быть может, собеседником, то какой карой могла бы такая овца искупить свою неуклюжую бестактность? Только смертью.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня1
Вчера4
19 ноября2
14 ноября13

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации