Получите скидку у Михаила Ефремова: Советы продюсера «Хорошего мальчика»

Обсудить0

Продюсер Василий Соловьев написал книгу о своей профессии, где дал несколько очень дельных советов начинающим кинематографистам.

Российский продюсер Василий Соловьев («Россия-88», «Ледокол»), обладатель Гран-при фестиваля «Кинотавр» за фильм «Хороший мальчик», написал книгу о своем профессиональном опыте и работе над этой лентой. КиноПоиск ознакомился с содержанием издания и обнаружил, что в нем есть немало интересного не только для других начинающих продюсеров, но и для зрителей.

Не пишите длинное кино

Книгу «Продюсер» Василия Соловьева и по структуре, и по форме изложения можно назвать дневником начинающего кинодеятеля, разве что описан в ней не каждый день, а лишь длительный период работы над фильмом «Хороший мальчик», что, впрочем, неудивительно: процесс его создания — от идеи проекта до реализации — занял около пяти лет.

Василий Соловьев — выходец с телевидения, бывший журналист спортивного канала НТВ-Плюс, в 35 лет решивший вместе со своими партнерами опробовать новый вид деятельности — продюсирование фильмов. Так что пусть читателей не удивляет, что начало книги практически полностью посвящено деньгам, а не рассуждениям об искусстве кино. Соловьев рассматривает кино как бизнес, а не как форму самовыражения.

«В общем, без полумиллиона долларов инвестиций делать просто нечего. Для продюсера-то уж точно. Это совсем минимальный входной билет. Как показывает практика, и этого мало, если уже на старте хочется играть по-крупному. В ситуации с отечественным кинобизнесом играть по-крупному — это означает вложить два-три миллиона долларов и еще столько же в промокампанию, чтобы попробовать собрать в районе 10 млн долларов за комедию. Все остальные варианты для продюсера, тем более начинающего, без государственной поддержки не представляются возможными, что бы ни говорили цифры в поисковиках», — сразу же переходит к планированию бюджета автор.
Как свойственно начинающим продюсерам, Соловьев привычно (по крайней мере для нашей индустрии) делит кино на авторское и зрительское, что сейчас уже выглядит некоторым анахронизмом. Особенно с учетом того, что «Хороший мальчик» получился как раз качественным арт-мейнстримом, на который теперь делают ставки опытные кинодеятели и который отмечается на главном отечественном фестивале «Кинотавр». При производственном бюджете порядка 54 млн рублей фильм «Хороший мальчик» получил в прокате 72 млн рублей. Когда Соловьев писал свою книгу, он еще об этой цифре не знал.
«Почти невозможно сделать приемлемое для проката двухчасовое кино с малым бюджетом. Я имею в виду именно зрительское кино, а не авторские эксперименты. Так долго зритель станет смотреть либо на звезд, либо на графику, либо на богатую художественную работу, а это все деньги, деньги, деньги. Нормальный сюжет без дополнительных привлекательных визуальных факторов способен держать зрителя не больше полутора часов. Если вы хотите собрать деньги в прокате (основная цель для любого продюсера), то вы не можете себе позволить, чтобы зритель заскучал. Так что нет денег — не пишите длинное кино», — дает начинающим продюсерам совет Соловьев на этапе еще работы над сценарием.

Не работайте только над одним проектом

Используя в качестве примера работу над своим главным (на данный момент) фильмом «Хороший мальчик», Соловьев подробно рассказывает о процессе грамотного планирования проекта, особенно заостряя внимание на всех подводных камнях, грозящих обернуться финансовыми дырами. Процесс производства фильма, естественно, начинается с идеи, поиски которой привели Соловьева вместе с его партнерами к сценаристу Михаилу Местецкому. Начинающие продюсеры хотели снять фильм о спорте, а Местецкий тогда только-только закончил сценарий «Легенды № 17». Еще один спортивный фильм автор писать не хотел, зато у него в столе лежал неэкранизированный сценарий «Как я проспал все на свете» про школьника, «которому взрослые с их проблемами и заскоками мешают выспаться, а он мечтает только об этом». Это и был будущий «Хороший мальчик». Его Местецкий изначально собирался снимать сам.

Соловьев в начале книги говорит о двух классических ошибках начинающих продюсеров: 1) разрабатывать тот сценарий, который нравится самому, не руководствуясь политической, экономической, демографической и прочими ситуациями; 2) разрабатывать только один сценарий/проект, пусть даже и очень актуальный, исходя из заблуждений, что он-то уж точно всем понравится. Именно эти ошибки Соловьев со товарищи и совершил.

С одной стороны, рассказ о работе с Местецким очень интересен. Не так часто российские авторы подобных книг делятся секретами своей профессиональной кухни, столь откровенно рассказывая о каждом этапе работы над фильмом. С другой стороны, именно эти главы, посвященные работе с автором, выглядят в книге самыми слабыми. Читатель невольно становится свидетелем выяснения отношений между членами съемочной группы. Судя по всему, этот опыт оказался для Соловьева достаточно болезненным и психологически непростым. Первая треть «Продюсера» просто не обходится без упоминания имени одного из сценаристов фильма.

«Мы думали, что если поможем автору завершить его параллельные проекты, то он сможет полностью переключиться на наш фильм, разрешить сценарный кризис и приступить к своим режиссерским обязанностям. Но хвост хвосту рознь. Когда мы финансово поучаствовали в завершении мощной короткометражки „Незначительные подробности случайного эпизода“, то мы никак не могли себе представить, к каким последствиям это приведет. Фильм получил заслуженное признание на „Кинотавре“, мы съездили в Сочи искупаться в море и лучах славы, но по возвращении оттуда Михаил Местецкий понял, что он не может, не хочет, не будет снимать „Хорошего мальчика“. За эти месяцы его приоритеты изменились, мотивация стала совершенно иной, он для себя решил, что на „Кинотавр“ необходимо возвращаться с совершенно другим фильмом. Имеет право. Наш „Хороший мальчик“ одновременно лишился сценариста и режиссера. После года стараний, страданий и вливаний мы сидели с компаньоном в кафе и совершенно не понимали, что нам делать с восемью версиями сценария», — вспоминает Соловьев.
Как только Михаил Местецкий отдаляется от будущего «Хорошего мальчика» и его имя перестает с такой частотой мелькать на страницах, книга наконец-то начинает вызывать неподдельный интерес.

На съемках фильма «Хороший мальчик»На съемках фильма «Хороший мальчик»

«Необходимо разрабатывать сразу несколько проектов одновременно, потому что в поисках финансирования, партнеров, прокатчиков, телеканалов и даже государственной поддержки вам придется общаться с десятками совершенно разных по менталитету, образованию и культуре людей, у каждого из которых будет свое представление о „действительно хорошем кино“. По моим личным наблюдениям, в 80% случаев их мнение будет отличаться от вашего, и угадать чужие пристрастия будет легче, имея пакет предложений. Это не отменяет умения убеждать и настаивать на своем, но и быть гибким для продюсера критически необходимо», — рассказывает продюсер, который за время подготовки к съемкам «Хорошего мальчика» успел со своими партнерами снять фильм «Репетиции» Оксаны Карас (режиссер «Хорошего мальчика») и написать опять же вместе с Оксаной первую версию сценария картины «Ледокол», которая была продана компании Игоря Толстунова «Профит», где и была впоследствии запущена в производство.

Получите скидку у Михаила Ефремова

«Продюсер» интересен именно практическими советами для начинающих кинематографистов. Тут можно прочитать, например, про то, как создавать смету проекта, календарно-постановочный план, как работать с командой, сколько вообще человек необходимо на начальном этапе подготовки, а затем и производства фильма. Небезынтересной для начинающих продюсеров будет и глава о поиске крупных партнеров (больших продюсерских компаний, работающих на отечественном кинорынке) и подаче заявок на получение государственной финансовой поддержки от министерства культуры. На последнюю Соловьев претендовал несколько раз, не сдавался и в итоге все-таки смог получить субсидию в 35 млн рублей.

«А еще было бы хорошо, если бы к моменту подачи заявки вас в Минкульте узнавали в лицо. Я говорю не о последствиях, а о причинах подобной узнаваемости. Если раз в неделю вы приходите за какими-либо уточнениями, если вы уже подавались, если вы снимали короткометражки и стояли на сцене с призами, если вы собирали средства на ваш фильм в интернете или ведете интересный блог на КиноПоиске по поводу краудфандинга и малобюджетного кинопроизводства, намного больше шансов, что к проекту отнесутся снисходительно».
Весь путь Василия Соловьева — это череда рисков, проб и ошибок. «Что бы вы ни прочитали здесь или где бы то ни было еще, не бойтесь, идите вперед и слушайте только свою собственную голову», — после каждой главы напоминает продюсер. Именно в этом ему видится залог успеха начинающего кинематографиста, который несмотря ни на что смог снять достойный фильм, причем с участием не только дебютантов, которыми была половина съемочной группы, но и актеров первой величины — Константина Хабенского и Михаила Ефремова (про них в книге есть интересные истории).

На съемках фильма «Хороший мальчик»На съемках фильма «Хороший мальчик»

«Карас сразу же нацелилась на Михаила Ефремова для роли директора. Еще года за два до съемок она уже с ним договаривалась, давала сценарий почитать, спрашивала, будет ли сниматься бесплатно. Говорит, что он даже был согласен. Правда, через два года, когда мы получили финансирование, об этом уже никто не мог вспомнить. Но мы не в претензии. Если есть возможность финансировать проект, то каждый должен получать заработную плату по должности. Нам Михаил Олегович в любом случае предоставил скидку. Чай не сериал, не корпоратив», — вспоминает Соловьев.

Для того чтобы в фильм попал Хабенский, которому тоже в целом понравился сценарий, группе пришлось досконально выучить его расписание, и этот тщательно спланированный подход очень помог.

«[Наш] взгляд упал на Хабенского. Его фамилия мелькнула в списке друзей одной из наших партнерских компаний, и мы подумали: а почему бы нет? Естественно, мы помнили и думали о нем, но как-то его кандидатура была настолько лучезарна и иллюзорна, что казалось, будто наши вселенные не пересекаются. Мы отправили ему сценарий. Времени было в обрез, около месяца до съемок. Расписание у Хабенского такое, что заполучить его практически невозможно, но мы отправили. Знаете, он согласился. Ему показался интересным сценарий, и он был готов встретиться. <...> С Константином встречались как в шпионских фильмах: он — в кепке, глубоко надвинутой на лоб, мы — нервно мнущиеся между столиками в кафе. Обсудили детали характера папы Коли, и Хабенский сказал: „Окей, подумаю“. У нас же катастрофически мало времени! „Ребята, все будет нормально“, — ответил он. Мы не верили в свое счастье ровно до 6 сентября, пока он не появился у нас на примерке. Съемки начинались 7 сентября».

Ведите блог о проекте самостоятельно

Параллельно, когда уже было понятно, что съемки «Хорошего мальчика» не за горами, Соловьев задумался о маркетинге картины. И это одно из самых правильных его решений, несвойственных порой нашим кинематографистам, привыкшим продвигать фильм только тогда, когда он уже полностью готов.

«Хороший мальчик»«Хороший мальчик»

«Даже если вы не можете придумать к фильму отдельную философию, классный маркетинговый посыл, то и с имеющимся киноматериалом можно начинать работать... Например, первые тысячи человек на странице „ВКонтакте“ собрались благодаря кастингу на одну из главных ролей. Это была роль самой классной девочки в школе, директорской дочки Ксюши Дроновой. Мы дали объявление по сети, чтобы девушки присылали свои ролики, снятые по сценарию одной из простейших сцен в нашем фильме — там, где Коля знакомится с Ксюшей. Мы тут же получили огромный отклик. Девушки присылали ролики, снятые на телефон, один за другим. Наверное, ошибкой было то, что мы не сделали этот конкурс открытым. Не хотели троллинга и негатива от сторонних наблюдателей, поэтому не выкладывали эти ролики в сеть. Получается, что первые и самые надежные наши зрители — это те, кто хотел бы сняться в кино», — отмечает Соловьев.

Впоследствии к страницам фильма в социальных сетях вернулись с более осмысленным продвижением. Причем большинство аккаунтов в соцсетях продюсер вообще решил вести сам.

«Я бы все же порекомендовал следующую стратегию: работать со страницей самому — либо за небольшие деньги, либо на энтузиазме. Ее можно полностью посвятить фильму либо немного разбавлять информацией из мира кино или из областей, сопредельных вашей тематике. Так будет собираться аудитория, лояльная главной теме вашего фильма. Это очень хорошо. А за два-три месяца уже работать с продвижением роликов, как это делают сейчас наши специалисты SMM. Но тематический контент контролировать самостоятельно. Никто не полюбит ваш фильм так же, как вы», — уверен продюсер.

Василий Соловьев / Фото: «Кинотавр»Василий Соловьев / Фото: «Кинотавр»

Все это привело Соловьева, его партнеров и съемочную группу на фестиваль «Кинотавр», где, как известно, он получил Гран-при, и к одному из крупнейших отечественных дистрибьюторов, WDSSPR, который в итоге занимался прокатом «Хорошего мальчика». Возможно, не таким удачным, как хотелось бы (Соловьев пишет, что они ориентировались на сборы 150 млн рублей), но и это, видимо, пойдет в копилку проб и ошибок продюсера Василия Соловьева.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

27 августа2
17 ноября 20223
7 июля 20220
18 июня 20218

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации