КиноПоиск публикует фрагмент книги «Кинополитика», в котором рассказывается, как из-за Барака Обамы создатели фильма об антисупергерое-алкоголике радикально изменили его содержание.
В последние сутки правления 44-го президента США Барака Обамы КиноПоиск с разрешения издательства «Альпина Паблишер» публикует избранные отрывки из новой книги критика Алексея Юсева «Кинополитика». Среди прочих глав, которые рассказывают о скрытых смыслах современных голливудских фильмов («Темный рыцарь», «Цель номер один», «Мачете» и т. д.), мы выбрали ту, где идет речь о «Хэнкоке». Как оказалось, изначально это должен был быть совсем другой фильм, но рост популярности и влияния Барака Обамы и политические пристрастия исполнителя главной роли Уилла Смита радикально изменили проект.
Уилл Смит, 45-й президент США
Первый вариант сценария фильма «Хэнкок», написанный Винсентом Нго, датируется 1996 годом. Содержание ранней редакции сильно отличается от конечного результата, включая название «Вечером он придет». Главный герой изначально был брутальным персонажем, который похищал чужую жену и в пьяном гневе убивал полицейских. Никакой Суперженщины в тексте Нго не присутствовало. Сценарий долго кочевал по студиям, и в режиссерах истории про антисупергероя в разное время фигурировали Тони Скотт, Майкл Манн и Джонатан Мостоу. Последний был закреплен за проектом после покупки сценария компанией Sony Pictures Entertainment для студии Columbia Pictures в начале 2005 года, но позже остался в продюсерах будущей постановки вместе с Манном.
В конце того же года на главную роль был выбран Уилл Смит, хотя ранее на его месте могли оказаться Джордж Клуни, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Леонардо ДиКаприо или Дэйв Шаппелл. Смит хотел видеть партнершей по фильму индийскую актрису Айшварию Рай, но в итоге роль Суперженщины досталась Шарлиз Терон. Исполнитель главной роли также числится одним из продюсеров «Хэнкока», что означает его влияние на содержание картины, в том числе в отношении сыгранного им персонажа. После 2005 года сценарий претерпел несколько доработок, и съемки начались в июле 2007 года, а закончились в ноябре.
На момент выхода на экраны фильма «Хэнкок» Уилл Смит был самым популярным не только из коллег-афроамериканцев, но и среди всех голливудских исполнителей. Актер являлся наиболее высокооплачиваемой кинозвездой как в 2007-м, так и в 2008 году, а также стал лидером в рейтинге потенциальной кассовости возможных проектов по оценке журнала Forbes в середине 2008 года. Уилл Смит официально заявил о поддержке Барака Обамы в начале декабря 2007 года, поведав прессе о телефонном разговоре с кандидатом в президенты от демократов. Одновременно он пожертвовал деньги на избирательную кампанию своего фаворита, а также агитировал за него в видеоролике.
Все это происходило местами в ироническом ключе. Например, актер заявлял, что всегда хотел быть первым черным президентом, но Барак его опередил (в других интервью: «украл мою идею»). «Но ничего страшного. Сначала пусть будет Обама, а потом уже Смит», — добавлял он. Актер даже называл приоритеты своей будущей президентской программы — всеобщее медицинское страхование и жилье. В 2015 году Уилл Смит напомнил о своих политических амбициях и уже серьезно указал на возможное их воплощение в обозримом будущем. Он упомянул про желание занять пост главы государства, раз вокруг ведутся сумасшедшие речи про мусульман и возведение стен, вероятно, имея в виду риторику Трампа.
В середине июня 2008 года в рамках премьерных показов «Хэнкока», предшествовавших старту кинопроката, актерская группа посетила несколько европейских столиц — Париж, Берлин, Лондон и Москву. В заметке на сайте BBC, посвященной пресс-конференции фильма в Лондоне, внимание сосредоточено большей частью не на роли, а на политических предпочтениях Уилла Смита, о которых он говорил гораздо охотнее. В этой публикации актер причислял Обаму к великим политическим деятелям последних 50 лет. «Нельсон Мандела — одна из таких личностей, и я сказал ему „да“. Обама, пожалуй, второй такого же уровня, кому я доверяю», — заявил Уилл Смит. Попутно он поведал, почему для публичных персон важно быть вовлеченными в политику и влиять на нее. Актер считает, что разбирается в людях, и поддерживает тех деятелей, кого считает хорошими.
В кинопрокат США картина «Хэнкок» вышла в длинный уик-энд, который включал дополнительный выходной — День независимости, федеральный праздник. Ранее четыре ленты с Уиллом Смитом в главной роли, включая «День независимости» Роланда Эммериха, добивались высоких кассовых показателей именно в это время, что привязало образ актера в сознании миллионов кинозрителей к этой дате. В итоге лента Питера Берга стала самой успешной среди тех, которые вышли в уик-энд 4 июля с участием Смита.
Название картины отсылает к Джону Хэнкоку — государственному деятелю последней трети XVIII века, поставившему большую подпись под Декларацией независимости США, дата принятия которой в 1776 году позже стала отмечаться как День независимости. Со временем выражение «распишись как Джон Хэнкок» или «сделай хэнкок» приобрело в Америке значение «поставить размашистую подпись». В фильме с этой фразой медсестра обращается к главному герою после потери памяти, после чего он решает, что таково его настоящее имя. Следовательно, в восприятии американских зрителей «Хэнкока» воедино связываются главный национальный праздник, персонаж картины и подпись, закрепляющая предпочтения избирателей.
Антисупергерой-алкоголик: Барак Обама
Обама официально объявил о своем вступлении в избирательную гонку за право быть кандидатом в президенты от демократов в феврале 2007 года, Хиллари Клинтон — тремя неделями раньше. За месяц до старта съемочного процесса фильма «Хэнкок» рейтинги соперничающих политиков практически сравнялись, что делало высокой вероятность того, что сенатор из Иллинойса покажет достойный итоговый результат. Однако на победу кандидата-афроамериканца тогда никто особо не ставил, о чем свидетельствуют данные опросов на октябрь того же года (21 % против 50 % в пользу Клинтон). Тем не менее шансы быть почетным вторым у него были очень высоки.
Даже проиграв, Обама мог консолидировать вокруг себя электорат, главным образом афроамериканцев, которые по его призыву могли позже проголосовать в ноябре за Клинтон. По наиболее вероятному сценарию праймериз к моменту выхода «Хэнкока» в прокат Хиллари Клинтон должна была уже остаться единственным кандидатом от демократов. Пафос фильма в этом случае должен был быть направлен на единение недавних противников ради победы над претендентом от республиканцев. В итоге кинокомпания Sony, активный сторонник Демократической партии, оказалась причастна к появлению фильма, где в постмодернистском ключе обыгрывались фигуры Обамы, Клинтонов и их врагов-консерваторов.
Учитывая уготованную демократу-афроамериканцу вторую скрипку в вероятном сценарии предвыборной гонки, Хэнкок-Обама изображался авторами картины в отрицательном ключе. Вечно пьяный, грубый, циничный — этот персонаж, похоже, вобрал в себя все негативные оттенки характера, которые могли быть почерпнуты из автобиографии сенатора из Иллинойса. <...>
Главного героя [«Хэнкока»] постоянно сопровождает в кадре образ орла, а именно белоголового орлана, имеющего статус национальной птицы США. Это пернатое присутствует на груди и одежде Хэнкока, его рисунках на стенах тюрьмы, домашнем колокольчике-звонке и большой статуе, проглядывающей на заднем фоне во время операции по спасению заложников. В начале картины герой спит на скамейке с рекламой, где изображена та же самая птица. Проснувшийся супергерой-алкоголик направлением движения руки повторяет размах крыльев орлана.
Позднее, во время эпизода с освобождением заложников, Хэнкок располагается в кадре так, что заслоняет своим телом туловище большой статуи орла. Изображение птицы на одежде заимствовано со старой эмблемы команды по американскому футболу Philadelphia Eagles, болельщиком которой является Уилл Смит. Объяснение постоянного использования образа орлана, вероятно, заключается в возможности для темнокожего кандидата стать одним из символов нации наряду с традиционными в случае избрания на пост президента. Отсюда и фраза про срок заключения Хэнкока в тюрьме — восемь лет или четыре с половиной при хорошем поведении, что указывает на один или два президентских срока.
В последней сцене фильма супергерой парит над Нью-Йорком вместе с черной птицей, которая в кадре присутствует недолго и, по всей видимости, является беркутом, пернатым из рода орлов. 19 мая 2008 года Обама посетил индейское племя в штате Монтана, где прошел инициацию и был усыновлен семьей старейшины. После этого Обама, в чьих жилах по материнской линии и без того текла кровь коренных жителей Америки, получил имя Барак Черный Орел. С момента этого события до первой премьеры «Хэнкока» оставалось около месяца, что не исключает возможности добавления орла в финальную сцену для придания сюжету большей актуальности, хоть и выраженной в постмодернистском ключе. К тому же совмещение актера с птицей в данном случае могло быть создано с помощью спецэффектов, чтобы не привлекать актера к досъемке или пересъемке. Это косвенно подтверждается использованием крупных планов и отсутствием общих кадров с орлом и супергероем. Когда Хэнкок прыгает вниз с небоскреба, то птицы, слетевшей со здания чуть раньше, не видно.
Злодей Рэд: Политик-республиканец
Хэнкок поначалу разрушает все, к чему прикасается. Его приземление на улицах приводит в негодность покрытие дорог. Антисупергерой по сценарию постоянно стремится к использованию задниц для демонстрации собственного силового превосходства. Вкупе с тем, что Хэнкока в картине называют засранцем 18 раз, можно сказать, что персонаж все делает через заднее место. И не только в метафорическом ключе. Данное поведение, контрастирующее с созидательностью и рассудительностью Суперженщины, по всей видимости, должно подчеркивать неопытность Обамы как политической фигуры в сравнении с Клинтон.
Разница подходов двух персонажей отражается в сцене, где сын Рэя жалуется на то, что его обижает соседский подросток. Хэнкок советует дать сдачи, а Мэри учит его, что не все в мире решается с позиций грубой силы и что есть другие способы улаживания конфликтов. Во время предвыборной кампании долгая карьера Клинтон активно противопоставлялась молодости и неопытности Обамы как политика. Отсюда сцена с обсуждением ситуации с соседским мальчишкой заканчивается ремаркой Рэя о том, что его жена смотрит слишком много новостей и это сильно влияет на ее позицию. Еще одним аргументом в пользу опыта Клинтон является финальный эпизод, где Мэри просят рассказать про Кеннеди. По ее словам, Суперженщина находилась в тот период на Кубе, спасая американскую нацию во время ракетного кризиса.
Природа взаимоотношений двоих сверхлюдей (боги, ангелы или супергерои, как определяла Мэри), заключающаяся в уменьшении силы каждого при нахождении рядом, напрямую отсылает к выборам. Подобно персонажам фильма, Хиллари Клинтон и Барак Обама потратили бы много сил в сражении за избирателя, изнурив друг друга, как это виделось до старта праймериз. Эта борьба нашла отражение в картине в сцене, где герои после битвы лежат в ворохе рассыпанных газет, а над городом летом идет снег и бушует торнадо. Будто соперничество между родственными друг другу элементами до того противоестественно, что способно вызвать невиданные природные катаклизмы.
Единственный выход из ситуации для супергероев — держаться друг от друга подальше, что сделает их снова неуязвимыми. В противном случае это на руку преступнику Кеннету Паркеру по кличке Рэд (англ. «красный»). Одно лишь прозвище персонажа уже указывает на партийную принадлежность, так как красный — традиционный цвет Республиканской партии. Экранное амплуа актера Эдди Марсана — это ярко выраженный белый негодяй. Например, ранее он сыграл у Майка Ли в «Беззаботной» инструктора по вождению с расистскими взглядами. В «Хэнкоке» его персонаж — профессор психологии Стэнфордского университета, умеющий оказывать сильное влияние на людей и создавший криминальную структуру из студентов.
Если сравнить сведения об экранном злодее с биографиями кандидатов от республиканцев на момент первой половины 2007 года, то самым близким к антигерою из картины будет Митт Ромни. Этот политик-консерватор проучился в Стэнфорде, после чего занимался миссионерской деятельностью — по всей видимости, успешно, судя по своему росту в церковной иерархии мормонов. Рейтинги Ромни на протяжении первой половины 2007 года были невысокими, и, по опросам, он делил четвертое-пятое места среди кандидатов от республиканцев в борьбе за президентское кресло. Таким образом, в фильме персонаж Кеннет Паркер по кличке Рэд олицетворял собой не очень популярного политика-консерватора.
Суперженщина: Хилари Клинтон
Роль Мэри, оказавшейся Суперженщиной, досталась Шарлиз Терон. Актриса в то время была на пике славы. Обладательница премии «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Монстр» в 2004-м, она также выдвигалась в этой номинации двумя годами позже, но награды не получила. Родившаяся в ЮАР Терон не растеряла связей с родиной, откуда уехала в 19 лет. Актриса знает 26 местных наречий, и Нельсон Мандела назвал общим достижением Африки вручение первого «Оскара» представительнице Черного континента. Лидер нации вместе с президентом ЮАР лично поздравили Терон с победой во время ее посещения родины в 2004-м. После актриса играла в социальных драмах и занималась общественно значимой деятельностью. В 2007 году она основала фонд Charlize Theron Africa Outreach Project, целью которого была борьба с распространением ВИЧ и эпидемий среди детей в Африке.
Таким образом, выбор исполнительницы на роль Суперженщины способствует установке положительного восприятия актрисы в среде афроамериканцев. Это также придает достоверности некоторым сюжетным ходам, например трехтысячелетнему межрасовому браку. В то же время Мэри-Суперженщина белая, что не препятствует аналогии между данным персонажем и Хиллари Клинтон.
Мэри, скорее всего, отрицательно относится к Хэнкоку: она говорит, что терпела его 3000 лет, но теперь нашла любовь и не хочет, чтобы ее бывший муж все испортил. Из-за этого она поначалу вводит его в заблуждение, представляя связь между ними как родственную (брат и сестра). Находясь в больнице, Мэри называет Хэнкока «страховым полисом» богов. Суперженщина меж тем сильнее и умнее своего партнера, согласно сценарию, и неудивительно, что она остается в выигрыше в финале.
Изначальная задача фильма привлечь темнокожий электорат под знамена фаворита демократов становится неактуальной, после того как Клинтон выбыла из предвыборной гонки. Теперь у картины появилась более широкая миссия — работать на положительный имидж нового ставленника партии. Принимая в расчет субтитры в сцене с преступниками-азиатами и черного орла, указывающих на доработку содержания картины перед самым ее выходом в прокат, можно говорить о попытке авторов изменить образ Хэнкока в лучшую сторону, а также максимально связать его с Обамой. Не исключено, что именно поэтому под нож пошли моменты, отрицательно характеризующие главного героя. В любом случае «Хэнкока», а также Уилла Смита ждал триумф в прокате, хотя некоторые критики отмечали негативность сыгранного им персонажа. Одним из главных посылов картины можно считать слова Суперженщины: «Я прожила долгое время и выучила одно: не все решает судьба. Люди делают выбор!»