Нобелевская премия по литературе в этом году досталась великому американскому музыканту Бобу Дилану. КиноПоиск рассказывает, что связывает лауреата с миром кино.
Нобелевскую премию по литературе в этом году дали американскому музыканту (но на самом деле еще и поэту, писателю и даже актеру) Бобу Дилану. Это решение вызвало бурные обсуждения, но с самим фактом спорить невозможно: вклад Дилана в современную культуру огромный. Про музыканта шутят, что он написал абсолютно все популярные песни за последние 45 лет. У него большое количество последователей. Дилан был и остается символом сразу для нескольких поколений.
С кино у новоявленного лауреата всегда были особые отношения: американские фильмы пропитаны музыкой и песнями Боба Дилана настолько же сильно, как и он сам американским кино. Он несколько раз снимался в лентах и десятки раз появлялся на экране в качестве персонажа кинохроники. В конце концов, чем проще всего передать дух эпохи, если не записью выступления Дилана? Поклонники творчества музыканта неоднократно снимали о нем фильмы, и один раз Дилан даже сам снял картину.
Влияние Дилана на кино раскладывается на несколько уровней. Рассказываем обо всех по порядку.
«The Times They Are a-Changin’»: Фильмы с музыкой Дилана
Киноиндустрия довольно быстро обратила внимание на талант Дилана. Например, его песня «It’s Alright Ma I’m Only Bleeding» звучит в фильме «Беспечный ездок» 1969 года (ее запись была выпущена всего четырьмя годами ранее). Правда, не в оригинальной версии, а в исполнении музыканта Роджера Макгуинна. Сценарист киноленты Питер Фонда хотел, чтобы в его фильме появилась именно версия Дилана, но права на нее получить не удалось, поэтому он попросил фронтмена группы The Byrds записать кавер-версию. С тех пор песни Дилана прозвучали в чужом исполнении в сотнях, если не тысячах фильмов, причем иногда без всякой ссылки на их автора. Да и зачем, если его имя и так всем хорошо известно?
Сам Боб Дилан на сегодняшний день значится в качестве автора саундтреков к 615 фильмам — подобным может похвастаться мало какой другой музыкант. Его песни идеально ложатся на звуковую дорожку едва ли не любого кино. Узнаваемые, чаще всего довольно динамичные, они вдобавок самостоятельно рассказывают целую историю, а это ровно то, что нужно режиссеру, чтобы сопроводить видеоряд. Наверное, самый известный современный пример использования песен Дилана в кино — это открывающие титры фильма «Хранители». Под балладу «The Times They Are a-Changin’» Зак Снайдер показывает альтернативную историю Америки и хронику краха самовлюбленных супергероев первого поколения.
Другой знаменитый пример — это песня «The Man In Me» в «Большом Лебовски». Она тоже играет на титрах, а потом во второй раз появляется в моменте с галлюцинациями Чувака, когда у него крадут заветный ковер. Братьям Коэн, по их словам, было важно в эти моменты ухватить ретродух 60-х и 70-х, и Дилан для этого идеально подходил.
В «Стиве Джобсе» Дэнни Бойла звучит минимум пять разных песен Боба Дилана, что легко объяснимо: создатель компании Apple был горячим поклонником музыканта и практически боготворил его. Песни Дилана не просто служат закадровым фоном для действия фильма, а иллюстрируют переходы от одного драматичного момента жизни главного героя к другому. Известно, что легендарную презентацию Macintosh 1984 года Стив Джобс открыл цитатой из песни Дилана «The Times They Are a-Changin’» — «Времена меняются». Понятно, что тут должна звучать именно эта песня, однако дальше режиссер поступил остроумнее. Когда фильм совершает переход от 1984 года к 1988-му (к полосе неудач Джобса), включается «Rainy Day Women # 12 & 35», которая звучит как филиппика в адрес акционеров, выгнавших из компании ее создателя.
Одна из последних работ Дилана в кино на сегодняшний день — это музыка к фильму «Моя любовная песня». Его режиссер Оливье Даан попросил Дилана написать для своего роуд-муви одну песню, но музыкант сел в студию и вдруг разродился целым альбомом «Together Through Life».
«Knockin’ on Heaven’s Door»: Фильмы, названные по песням
Подобно тому, как русские медиа любят использовать цитаты из Бориса Гребенщикова и Егора Летова для создания заголовков, так и западные режиссеры и продюсеры любят называть свои фильмы по песням Боба Дилана. Иногда это связано с их содержанием, иногда — нет.
Вот, скажем, фильм «Могучий Куинн» с молодым Дензелом Вашингтоном, названный по песне «Quinn the Eskimo (The Mighty Quinn)». Кавер-версия песни с измененным текстом даже звучит в фильме, но его сюжет с сочинением Дилана никак не связан. В его песне рассказывается про таинственного эскимоса, который приносит людям и животным радость, а фильм повествует о полицейском, который расследует убийство на Карибских островах. В своей автобиографии Дилан, смотревший это кино, шутит, что, когда он писал «Quinn the Eskimo», представлял себе как раз Дензела Вашингтона.
Ровно 10 лет спустя после «Могучего Куинна» Дензел Вашингтон сыграл в другом фильме, названном по песне Боба Дилана, в ленте «Ураган». И фильм, и песня — история боксера Рубина Урагана Картера, которого несправедливо обвинили в убийстве троих человек. Название ленты справедливо можно считать отсылкой к песне, так как важность Дилана для этой истории неоспорима. В 1975 году именно он своей песней обратил внимание публики на историю Картера, и 10 лет спустя боксера выпустили из тюрьмы. По словам певца и театрального режиссера Жака Леви, который написал «Hurricane» вместе с Диланом, песня похожа на сценарий. История в ней рассказывается так динамично и подробно, что перед глазами невольно всплывают образы, похожие на сцены из кино.
Называть фильмы по рок-песням особенно любили в 90-е. Тогда, например, вышла недооцененная комедия «Поворот судьбы» со Стивом Мартином. Свое оригинальное название она получила в честь песни Боба Дилана «A Simple Twist of Fate». Другой пример — немецкая трагикомедия «Достучаться до небес» с Тилем Швайгером в главной роли. Она названа в честь одноименной песни Дилана «Knockin’ on Heaven’s Door». Более того, один из главных героев носит имя Руди Вёрлицера — так звали сценариста фильма «Пэт Гэрретт и Билли Кид», где эта песня прозвучала впервые.
«Things Have Changed»: Фильмы с участием Дилана
Дилан всегда был синефилом и в качестве источников вдохновения называл Акиру Куросаву, Джона Форда и Чарли Чаплина. В своих песнях музыкант делал отсылки к огромному количеству фильмов. Например, у него есть песня «Motorpsycho Nightmare» — пародия на фильм «Психо», в которой сюжет Альфреда Хичкока соединен со старой американской байкой про коммивояжера и дочь фермера. Или, скажем, в песне «Seeing the Real You at Last» почти дословно цитируются слова героя Клинта Иствуда из «Бронко Билли». В «Po’ Boy» Дилан вспоминает шутку братьев Маркс из «Вечера в опере». В «11 Outlined Epitaphs» он делает отсылку к «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо. И так далее.
Зная это, разные режиссеры несколько раз приглашали Дилана выступить в роли актера. Нередко он писал для этих фильмов музыку. И чаще всего они, кстати, проваливались в прокате.
Дебютным фильмом Дилана стал уже упоминавшийся «Пэт Гэрретт и Билли Кид» Сэма Пекинпы 1973 года — вестерн об одном из самых известных преступников Дикого Запада, Билли Киде. Дилан сыграл в нем эпизодическую роль. Пусть фильм считается финансово провальным (хоть он и собрал в два раза больше своего бюджета), зато Дилан написал для него одну из самых знаменитых своих песен — ту самую «Knockin’ on Heaven’s Door».
В 1987 году Дилан сыграл в фильме «Огненные сердца». Музыкант исполнил роль забытой рок-звезды Билли Паркера. Пока он разводит на ферме кур, его любимая уходит к молодому музыканту, играющему синти-поп. Дилан написал две песни для фильма — «Night After Night» и «I Had a Dream About You, Baby». Как и «Пэт Гэрретт и Билли Кид», «Сердца» провалились в прокате. Критикам лента тоже не очень понравилась.
В 2001 году Боб Дилан получил свой первый и единственный «Оскар» за песню «Things Have Changed» для фильма «Вундеркинды». Какое-то время он возил статуэтку с собой на гастроли и ставил ее на гитарный усилитель на концертах.
Вскоре после этого вышел фильм «Шоу века», сценарий которого Дилан написал вместе с будущим создателем комедии «Борат», режиссером Ларри Чарльзом, только сделал это под псевдонимом Сергей Петров (выбор имени, как выяснится, не был случаен). Дилан исполнил в «Шоу» главную роль, рокера Джека Фэйта, играя бок о бок со звездами первой величины в лице Джеффа Бриджеса, Пенелопы Крус и Джона Гудмана. «Шоу» тоже особенно никому не понравилось: его ругали за бессвязность, беспорядочность и отсутствие внятного сюжета.
Забавно в этом фильме, который критик Роджер Эберт назвал «бессмысленной тщеславной поделкой», только то, что он был снят на русские деньги. Как пишет газета «Коммерсант», треть затрат взяла на себя британская корпорация BBC, а остальные средства, $ 3,65 млн, вложили владельцы кинокомпании Aurora Entertainment россияне Владимир Досталь (в прошлом второй режиссер «Ватерлоо» Сергея Бондарчука и зампред Госкино СССР) и Николай Макаров (бизнес-партнер Олега Дерипаски, торговец нефтью и недвижимостью).
К сожалению, единственный режиссерский опыт Боба Дилана — почти четырехчасовой фильм «Реналдо и Клара» 1978 года — оказался таким же провальным, как и его актерские работы. После плохих отзывов и нескольких недель ограниченного проката в кинотеатрах некоторых крупных американских городов фильм был снят с экранов. Огорченный неудачей, Дилан выбросил из «Реналдо и Клары» почти все куски, напоминавшие сцены из вдохновлявших его «Детей райка» Марселя Карне, и оставил в сокращенной перемонтированной версии в основном записи концертных выступлений. Больше музыкант подобными экспериментами не занимался.
No Direction Home: Фильмы о музыканте
О Бобе Дилане снято полдюжины документальных лент, среди которых, наверное, можно выделить две. Во-первых, «Не смотри назад» — фильм 1967 года, где показан молодой Дилан и разные сцены из его жизни (как он спорит о философии с каким-то студентом перед концертом, как он поет с Джоан Баэз в номере в отеле, отрывки из концертов и так далее). Фильм начинается с куска, который впоследствии стал клипом на песню «Subterranean Homesick Blues» — тем самым, где Дилан стоит с карточками с текстом песни. «Не смотри назад» даже попал в Национальный реестр фильмов США и хранится в Библиотеке Конгресса как особо значимое художественное произведение.
Во-вторых, «Нет пути назад: Боб Дилан» Мартина Скорсезе — документальный фильм про первые пять лет творчества музыканта — от его прибытия в Нью-Йорк в январе 1961-го до мотоциклетной аварии в июле 1966-го.
Кроме документальных фильмов про Боба Дилана, конечно, снимались и художественные ленты. Например, «Меня там нет» Тодда Хейнса, где главную роль исполняют сразу несколько человек, включая Кристиана Бэйла, Кейт Бланшетт, Ричарда Гира и Хита Леджера. Этот как минимум необычный киноэксперимент: шесть талантливых актеров показывают нелинейную историю жизни Дилана в разные периоды его биографии и в разных образах.
Впрочем, некоторые считают лучшим фильмом о Дилане совсем другое кино — «Внутри Льюина Дэвиса», где он появляется на экране только в финале. Фильм братьев Коэн отлично показывает, какой важной и разрушительной силой был Дилан для американской музыки 1960-х. И как скромно жила нью-йоркская фолк-сцена до внезапного появления молодого кудрявого человека с гитарой, который в конце концов сделал эту музыку интересной и важной для всего мира.