КиноПоиск побывал во Флоренции, где прошел по стопам Роберта Лэнгдона, которому в фильме «Инферно» предстоит предотвратить чудовищную катастрофу.
КиноПоиск побывал во Флоренции, где прошел по стопам Роберта Лэнгдона, которому в фильме «Инферно» предстоит предотвратить чудовищную катастрофу.
По сюжету талантливый ученый Бертран Зобрист изобретает вирус под названием «Инферно», способный уничтожить половину популяции земного шара. Озабоченный проблемой перенаселения, Зобрист считает, что творит добро, однако Всемирная организация здравоохранения с этим не согласна. Необходимо найти вирус, но для этого понадобится помощь профессора Роберта Лэнгдона.
«Инферно» — четвертый роман беллетриста Дэна Брауна о профессоре Гарварда. Специалист по символам Роберт Лэнгдон стал своего рода Индианой Джонсом современности. Начиная с бестселлера «Код да Винчи»», Браун исправно поставляет пляжное чтиво, совмещенное с путеводителями по европейским городам. Единственная книга серии, действие которой развивается в США («Утраченный символ»), оказалась неудачной (в том числе коммерчески) и не была экранизирована.
Режиссерское кресло третьего фильма по произведениям Брауна снова занял Рон Ховард, экранизировавший и предыдущие две книги, а главную роль играет его друг Том Хэнкс. «Заметьте, нас никто не заставляет это делать», — шутил Хэнкс на пресс-конференции во Флоренции. Конечно, как таковых контрактов у Ховарда и Хэнкса на несколько фильмов нет. Равно как и Браун не обязан строчить книги про Лэнгдона. Но спрос диктует предложение: у писателя спрашивают, когда выйдет новая книга про Лэнгдона, а у Ховарда и Хэнкса — про то, будут ли они ее экранизировать.
Премьера «Инферно» прошла во Флоренции, где начинается действие книги и куда студия Sony привезла журналистов со всего мира. Перед интервью нам довелось три часа попетлять по улицам Флоренции в сопровождении иностранных коллег и гида, которая рассказывала не только о книге, но и об истории города. Как оказалось, флорентийцы относятся к Брауну с особым пиететом, поскольку благодаря ему их город снова стал центром внимания (туризм — главная статья дохода Флоренции).
Мы собрались на площади Синьории, где возле палаццо Веккьо выставлена работа фламандского художника и скульптора Яна Фабра из серии «Духовные стражи».
Действие «Инферно» начинается на флорентийской колокольне Бадиа-Фьорентина, с которой бросается тот самый ученый Бертран Зобрист, изобретший вирус. В фильме его играет Бен Фостер, и его гибель в начале не спойлер, а завязка истории. Монастырский комплекс Бадиа-Фьорентина, как и все церкви Флоренции, был богато расписан фресками (в том числе и авторства Джотто, но к нему мы еще вернемся). А вот колокольня выглядит довольно скромно. Что самое интересное, попасть на нее нельзя. Как это удалось Зобристу, так и осталось загадкой.
Роберт Лэнгдон приходит в себя в больнице, где с ужасом понимает, что он больше не в США, а каким-то чудом оказался во Флоренции. На это намекает купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, он же Дуомо, ставший одним из главных символов города.
На жизнь профессора покушается неизвестная наемница, и он бежит из больницы с помощью симпатичного врача Сиены Брукс (в фильме ее играет Фелисити Джонс). Вместе они начинают скрываться от преследования в садах Боболи, куда мы, увы, из-за отсутствия времени не попали. Но из примыкающего к Боболи форта Бельведер, где прошла встреча со съемочной группой, открывается вид на ансамбль.
Через коридор Вазари, названный в честь знаменитого художника, Лэнгдон и Брукс попадают в центр Флоренции. Частично их путь лежит через Старый мост, Понте Веккьо, уставленный домами.
Браун начисто забывает, что коридор Вазари проходит через галерею Уффици, главный музей Флоренции, где выставлены картины Боттичелли, Микеланджело и других великих авторов. Но Ховард эту досадную оплошность устранил и показал, как герои бегут по Уффици. Галерея со стороны выглядит вот так.
Через Уффици Роберт и Сиена попадают в палаццо Веккьо, где им предстоит найти картину с надписью «Cerca trova» — «Ищите и обрящете». Пресс-конференцию «Инферно» устроили как раз в этом зале, и Том Хэнкс с радостью показывал, где находятся эти слова.
«Ох уж этот Дэн Браун!» — любимая присказка Хэнкса, когда речь заходит о разнице между книгой и фильмом (а она весьма значительная). Писатель при всей своей дотошности указывает, что потолок в зале Пятисот в палаццо Веккьо состоит из натянутых полотен с картинами, тогда как в действительности там прочные деревянные панели.
Книга «Инферно» плотно завязана на тексте «Божественной комедии» Данте Алигьери. Конечно, в истории хождения по аду нет ничего смешного. В Италии во времена Данте комедией называлось произведение на простом, народном наречии языка. Через вот эту небольшую дверь Лэнгдон и Брукс покидают дворец и направляются отгадывать очередную загадку Зобриста, но для этого им нужен экземпляр «Божественной комедии».
По улице Данте Алигьери герои подходят к дому поэта.
На самом деле это не настоящий дом Данте. Площадь, где раньше стоял дом, принадлежавший семье Алигьери, была реконструирована и застроена новыми зданиями. Копию дома Данте построили в начале XX века. Сейчас в нем располагается музей (но Лэнгдону не повезло: по понедельникам он закрыт).
Говоря о Данте, нельзя не вспомнить о его трагической любви к Беатриче. Девушка из богатой семьи, Беатриче Портинари никак не могла стать супругой поэта. Могила возлюбленной Данте находится в церкви, куда приходят Роберт и Сиена, чтобы взять телефон у туристки и найти в интернете текст «Божественной комедии».
Это церковь Санта-Маргарита де Черчи, но, поскольку именно в ней юный Данте повстречал любовь своей жизни, ее называют церковью Данте. Найти ее непросто, хотя она и расположена совсем близко от Дуомо.
Возле могилы Беатриче Портинари стоит корзиночка с записками от людей, страдающих от безответной любви. Точно так же, как и в книге.
«Почти все изначально украшавшие церковь произведения искусства уступили место современным, представляющим две знаменитости — Данте и Беатриче, ради которых сюда и стремилось большинство посетителей, — пишет Браун. — На многих картинах был изображен Данте, с обожанием взирающий на Беатриче во время их знаменитой первой встречи — той самой, когда он, по его собственному признанию, беззаветно в нее влюбился. По своему художественному достоинству картины сильно отличались друг от друга. На вкус Лэнгдона, многие из них грешили неуместной слащавостью, да и мастерство их создателей оставляло желать лучшего. На одном из этих горе-шедевров неизменная красная шапочка Данте с наушниками выглядела так, будто он украл ее у Санта-Клауса».
Что касается изображений Данте, то самое правдивое, как объяснила гид, находится в музее Барджелло. Флорентиец Джотто, лично знавший Данте, увековечил его на этой фреске. Поэт облачен в красное одеяние, а нос его не искривлен, как на других картинах. Фреска Джотто, датированная 1332—1337 годами, считается также самым старым сохранившимся изображением Данте (поэт изображен справа).
Гиды рассказывают всем посетителям анекдот про Данте и Джотто. Встретились они как-то на площади, и Данте спрашивает: «Слушай, Джотто, у тебя получаются такие красивые произведения искусства, но почему же у тебя такие уродливые дети?» На что мастер ответил: «Видишь ли, Данте, я делаю детей ночью, когда не вижу своих рук».
Путь беглецов лежит через баптистерий Сан-Джованни, облицованный белым и зеленым камнем. Лэнгдон очень любит это здание, но сожалеет, что оно находится в тени Санта-Марии-дель-Фьоре и роскошной колокольни собора.
Восьмиугольная форма баптистерия несет в себе христианскую символику: число восемь символизирует второе рождение через крещение.
Каким образом Роберту удается открыть знаменитые Врата рая и попасть в баптистерий незаметно от туристов — большой вопрос. Но в фильме Ховард попытался на него ответить.
Флорентийцев и по сей день крестят в этой купели, где по книге располагается важный артефакт. Благодаря ему Сиена и Роберт продолжат свой путь.
Перед уходом отсюда стоит обратить внимание на роскошный мозаичный потолок баптистерия. Рядом с Христом находятся изображения рая и ада, которые Данте наблюдал с детства (его крестили в этом баптистерии). Дьявол, пожирающий людей, определил для будущего поэта образ ада. Такого же Сатану можно увидеть в фильме на картине Боттичелли «Карта ада», важной для понимания загадок Зобриста.
На этом путешествие героев по Флоренции заканчивается. Далее поиски «Инферно» приводят Лэнгдона и Брукс в другие города, но ни одному из них Браун не уделяет столько времени, как Флоренции.