Кино с обзором в 360 градусов, которое нужно смотреть с помощью специальных очков виртуальной реальности, добирается до России. Первый фестиваль таких фильмов пройдет в Москве с 17 по 19 июня. КиноПоиск оценил несколько картин из программы и поговорил с куратором смотра Георгием Молодцовым о том, куда эта технология нас приведет.
Кино с обзором в 360 градусов, которое нужно смотреть с помощью специальных очков виртуальной реальности, добирается до России. Первый фестиваль таких фильмов пройдет в Москве с 17 по 19 июня. КиноПоиск оценил несколько картин из программы и поговорил с куратором смотра Георгием Молодцовым о том, куда эта технология нас приведет.
Надо мной толща воды. Справа проплывают дельфины — кажется, до них можно дотронуться рукой. Под ногами обломки затонувшего судна, куда мы спускаемся с другими аквалангистами. Клик — меню — выбор другого фильма. Я в анимационном пейзаже, вокруг красивые горы, мы с очаровательным зайчиком стоим на льду замерзшего озера. Вдруг белый пушистый зайчик, которого я рассматриваю, очень пугается чего-то в небе за моей спиной. Оборачиваюсь, а там летающая тарелка и инопланетяне с непонятными намерениями. Но зайчика очень хочется защитить.
Это всего лишь два ролика — фильм «Эффект щелчка» и трейлер мультфильма «Вторжение» режиссера «Мадагаскара» Эрика Дарнелла — из тех, что будут представлены в Москве на первом фестивале фильмов в формате виртуальной реальности (VR). На «Кинотавре» журналистам их показали в специальных очках, к которым крепится обычный смартфон. Такие же устройства выдадут посетителям фестиваля, причем одновременный просмотр соберет 60 зрителей. Как в небольшом кинозале. Каждый будет сидеть в очках, но слышать синхронный звукоряд вместе с другими зрителями и ощущать себя частью аудитории.
«Я хотел вернуть стилистику и идеологию кинофестивального просмотра, когда ты сидишь вместе со всеми, и у вас есть единый общий звук в пространстве, — говорит куратор фестиваля Георгий Молодцов. — Это не моя идея. Она уже была реализована ребятами, которые нам дают эту систему, но теперь это применяется именно для киноконтента». Изображение передается синхронно на все устройства, но каждый зритель сам решает, какую историю ему смотреть.
Молодцов, режиссер и куратор документальных программ Московского международного фестиваля, занимается VR-фильмами (еще их можно называть кино в формате 360 градусов, или сферическим кино) последние два года, после того как познакомился с форматом на фестивале «Сандэнс» в США. «Я увидел, что все звезды и зрители стоят в очередях не в обычные залы, а в павильон New Frontier, в котором показывали VR-фильмы», — рассказывает Молодцов. Сейчас он занимается социальным проектом VRability, использующим виртуальную реальность для мотивации людей с инвалидностью к большей активности в реальной жизни, и работает в сфере VR на стыке маркетинга и кино.
Киноиндустрия активно подхватила тренд, появившийся в сфере видеоигр. Едва ли не каждый крупный фестиваль и кинорынок, от независимого «Сандэнса» до Берлинале и Каннского, провели мероприятия, посвященные VR-формату. Уже существует VR-фестиваль «Калейдоскоп», который в 2016 году провел свои мероприятия в десяти городах мира. В Амстердаме и Берлине появились VR-кинотеатры.
«Двадцатый век Фокс» вместе с компанией Ридли Скотта RSA и The VR Company создали 30-минутный фильм «Марсианин: Опыт виртуальной реальности». Чтобы его посмотреть, гости фестиваля «Сандэнс» стояли в пятичасовых очередях. Он уже доступен на одной из платформ для просмотра VR и в этом году должен появиться на всех основных площадках, включая Oculus и PlayStation VR.
Sony задействовала VR в рамках сопроводительной кампании к фильму «Прогулка». Надев шлем, зритель мог почувствовать себя канатоходцем и пройтись на головокружительной высоте между зданиями Всемирного торгового центра. Сиквел «Джона Уика» тоже будет сопровождаться VR-шутером от первого лица.
«Американская киноиндустрия заинтересовалась VR, так как крупные студии в США чаще всего являются частью больших конгломератов, производящих не только кино, но другие продукты в сфере развлечений, игр и телевидения», — объясняет Молодцов. Студии, желающие поэкспериментировать с этим форматом, пригласили людей из областей, связанных с VR — IT, развлечения, гейминг. Подключение кинематографического опыта и известных имен помогает делать этот продукт более конкурентным.
Как жанр VR стал развиваться не на коммерческих площадках, а на смотре независимого кино, фестивале «Сандэнс». «Дело в том, что есть небольшие студии, которые научились профессионально снимать VR заранее, до того как это стало модным. Они стали в США такими евангелистами VR, и именно они сейчас привлекают большие инвестиции», — поясняет Георгий Молодцов. Виртуальная реальность уже обзавелась элитарным сообществом, студиями Felix & Paul, VRC, Condition one, которые подключают режиссеров с мировым именем, в том числе и в документальном кино, и объединяются с большими студиями для совместных проектов.
Благодаря тому, что сейчас практически в любой смартфон встроены гироскопы и акселерометры, для самого элементарного просмотра зрителю достаточно картонных очков с линзами и собственного телефона. Поэтому кино и анимация в формате 360 градусов имеют гораздо большую возможность распространения, чем игры. «Ресурсоемкость видео гораздо меньше, чем у игры. Есть несколько факторов, которые привели к тому, что видео в формате 360 может посмотреть любой, если у него есть ресурс очков. Больше ему не нужно ничего. Игры телефон не держит, но он способен произвести видео в формате VR в достаточном качестве, чтобы инициировать зрителя, чтобы он понял, о чем речь и как это работает. А раз это можно делать прямо сейчас, то нужно делать это теми средствами, которые доступны сейчас», — говорит Молодцов.
Технологически производство видео в формате 360 градусов тоже становится более доступным. Появляются даже пользовательские камеры. «За год все изменилось кардинально, да даже за последние два-три месяца. Мы начинали с систем goPro, которые нужно было вручную запускать и вручную синхронизировать. Сейчас существуют потребительские камеры вроде камер Samsung 360, и они дают неплохое изображение, которое пока еще просто неправильно сшивается в программе, предназначенной для его обработки. Компания Kodak тоже создала свою 360-градусную камеру, купив японскую компанию по производству экшн-камер, и она дает неплохое качество. С ее помощью мы делали кино для „Яндекс. Такси“ в формате VR. Однако для полноценного видео, которое можно демонстрировать в специальных очках, качества их картинки пока еще недостаточно. Второе ограничение — качество воспроизведения, которое зависит от размера файла, доступного для закачивания на телефон, степени его сжатия. Пока телефоны неспособны воспроизводить видео совсем высокого качества, но еще полгода, и это будет реально».
Как и в кино, в сфере VR есть макростудии с дорогостоящими камерами, дающими изображение высокого качества, и есть маленькие независимые производители, которые обходятся более скромными технологиями и большим объемом ручного труда. «Технология пока автоматизирована только в трех-четырех прототипных камерах, которые еще не поступили в широкую продажу и стоят больших денег, — рассказывает Молодцов. — Все остальное — это ручная работа, и чем больше человек, который решил снимать в этом формате кино, попробует расставлять камеры, сшивать изображение с разных камер, тем интереснее его опыт восприятия этого материала. Это механика. Когда ты пробуешь все руками, у тебя появляется понимание того, как это работает. В России таких специалистов очень много, и для этого не потребовались большие студии, которые бы спустили заказ сверху, потребовались энтузиасты снизу. Кто-то работал в сфере маркетинга, кто-то в кино или на телевидении, кто-то работал с панорамным фотоизображением. У многих компаний, работающих в сфере VR для недвижимости, образования, коммерческих проектов, есть IT-специалисты и маркетологи, но нет людей с художественным кинематографическим образованием, которые могли бы увидеть в этом новые возможности для рассказа истории».
Чтобы привлечь к VR-формату новое поколение режиссеров, EMC VR Film Festival объединился с Московской школой кино и объявил конкурс сценариев для кино в формате 360 градусов. В рамках специальной лаборатории студенты сняли семь коротких фильмов в разных жанрах, премьера которых состоится на фестивале. «То, что появляются сначала фильмы и проекты в маркетинге, а потом уже более авторские и художественные, — это абсолютно логичный путь развития. На данном этапе это все-таки аттракцион, как и кино на заре своего появления. Хоррор-фильмы, фильмы с саспенсом работают лучше всего, особенно с объемным звуком, который, как и взгляд, следует за вашими движениями. Сидишь, смотришь вперед — и вдруг в наушниках появляется звук чьего-то дыхания за твоей спиной. Оборачиваешься и видишь очень близко человека, которого не ожидаешь увидеть. Это очень пугает. Это хорошо работает в играх, но в кино это работает еще лучше. Экшн-фильмы тоже хорошо работают, когда ты оказываешься на месте человека в ситуации, в которой ты бы не оказался в обычной жизни. Это впечатляет. И анимация, которой гораздо комфортнее в формате 360, потому что аниматор изначально строит мир своего мультфильма в трехмерном формате. Многие мультфильмы, которые сделаны в 3D, не будет сложно (технически, но не финансово) перевести в формат 360. Но возникает тогда вопрос сюжета: что мы увидим в 360-градусном объеме такого, чего не увидели в обычном формате? Это главный вопрос, на который мы ищем ответ».
Среди студенческих фильмов можно будет обнаружить самые разные картины: кто-то снял фильм, в котором зритель может почувствовать себя актером театра «Ленком»; в другой работе можно оказаться на месте робота в дата-центре. В основной программе фестиваля есть фильмы, уже получившие признание за рубежом. Например, семиминутная картина «История кубинского танца» от обладательницы премии «Оскар» документалиста Люси Уокер или созданная на основе фотографий и рисунков времен Первой мировой войны лента «Неизвестный фотограф». Фильм обещает погрузить зрителей в самый эпицентр войны, в траншеи памяти неизвестного военного фотографа. «Чернобыль 360» позволяет оказаться в районе Чернобыльской АЭС и зоне отчуждения. Можно побывать в океане рядом с китами, на вершине вулкана, в охваченной эпидемией Эболы Либерии — да где угодно!
По мнению Георгия Молодцова, люди перестали впечатляться уровнем адреналина, который им дает игровое кино, и это вызывает всплеск интереса к документальному кино, а теперь и к формату VR. «У тебя есть не только степень соучастия, но и степень погружения, когда ты оказываешься непосредственным участником ситуации или ее наблюдателем, — говорит куратор фестиваля. — Режиссеров здесь привлекает возможность диалога со зрителем. В отличие от многих художественных произведений, ты гораздо больше должен думать о том, что захочет увидеть твой зритель, что он не захочет увидеть и как ты должен создать ему несколько параллельных историй, каждая из которых будет выводить его или на основную линию, или на побочную. Это уже сферическое мышление, многопотоковое, объемное, которое гораздо интереснее как задача, чем традиционный кадр».
Как любой новый инструмент, VR пока несовершенен. Низкое качество съемки и низкое качество воспроизведения контента на пользовательских устройствах, необходимость нового подхода к монтажу, новых принципов съемки — все это сложности, которые предстоит преодолеть. «В 1895 году появились первые эксперименты в кино, а в 1896 году уже сняли коронацию Николая II, — напоминает Молодцов. — Снимали на ручную камеру на кинопленку, которая делала 16 кадров в секунду. Сейчас мы смотрим на Youtube через интернет реставрированную копию в 24 кадра, которых не существовало, когда фильм снимался. То, что создается сейчас, в будущем будет существовать, возможно, в совершенно другом виде. Нужно научиться делать профессиональные и интересные истории с художественной точки зрения, а технология сама догонит эти истории и даст новые возможности».
VR-формат активно восприняли и на телевидении. Свои приложения для просмотра видео есть, например, у европейского телеканала Arte и отечественного Russia Today. Arte предлагает зрителям документальные фильмы, Russia Today — сюжеты без комментариев, которые позволяют ощутить себя на месте событий — в Брюсселе после теракта, на запуске ракеты на Байконуре. «На стыке журналистики и документального кино появляется совершенно новая степень правды и степень свободы зрителя, — уверен Молодцов. — Степень правды, которой ты все равно манипулируешь: в какой момент ты включил камеру, что показал. Но эта манипуляция находится уже на совсем другом уровне, гораздо более высоком. Сейчас зритель, наблюдая сферический кадр, верит, что он выбирает, что он смотрит, и упускает из виду, что им все-таки манипулировал режиссер. Просто более элегантным способом».
VR-фильмы — это огромный потенциал для телепортации. Степень погружения настолько высока, что ее можно сравнить с телепортацией, считает Молодцов и приводит в пример множество социальных VR-проектов, в которых, например, пенсионеры с помощью VR могут посетить мемориалы, на которые приезжали каждый год, но уже не могут из-за слабого здоровья. То, что сейчас снимают пользователи на доступные камеры, станет новым видом хроники, типом архива, который займет свое прочное место.
«Мое представление: все уйдет в голографические проекции, не требующие дополнительных устройств, которые нужно надевать, — говорит Молодцов. — Это все было в футуристических фильмах. Как Николая II мы смотрим на YouTube, так и то, что мы сейчас снимаем как хронику или репортаж в сферическом формате, в будущем будет восприниматься как настоящая хроника, а традиционный кадр будет казаться обрывочным. При этом VR не станет заменой 3D или традиционного кино. Это самостоятельный жанр, который будет также доступен, как сейчас просмотр кино на телефонах. Возможность загрузить себе на телефон через онлайн-магазин фильм не убила традиционный прокат. Просто сделала его более доступным тем, кто в принципе не ходит в кино. VR — это дополнительная технология к уже имеющимся средствам воспроизведения».