На российские экраны вышла провокационная комедия «Новейший завет» бельгийца Жако ван Дормеля. Автор «Господина Никто» снимает кино редко, но метко. На этот раз он создал многослойную сатирическую ленту, где в буквальном смысле покусился на святое. Чтобы узнать, что осталось за кадром, КиноПоиск встретился с режиссером.
Искусство требует жертв, поэтому просто смиритесь: Бог существует, и живет он в Брюсселе. Кстати, Бог (Бенуа Пульворд) — это вовсе не седовласый старец, восседающий на облаках, а мелкий пакостник в засаленном халате, управляющий миром посредством старого компьютера. У Бога есть сын, который, впрочем, давно ушел из дома, а также жена (Иоланда Моро), затюканная домохозяйка, и дочь-нонконформистка. Именно она находится в центре сюжета, решив уйти от деспотичного отца и помочь человечеству. Но напоследок шалит не по-детски: воспользовавшись компьютером Бога, рассылает людям СМС с датами их смерти.
Многообещающая завязка влечет за собой сложный и необычный сюжет, где есть не только люди и боги, но и их апостолы, причем один страннее другого. Например, человек, мечтающий убивать, девушка без руки, мальчик, который хочет стать девочкой, и женщина, влюбленная в гориллу (кстати, эту роль исполняет сама Катрин Денёв). Жако ван Дормель — бывший клоун, и в лучших традициях шутов и юродивых он прячет под комической маской серьезные и насущные проблемы. Должны ли мы жить по старым законам, или человек вправе выбирать, кем ему быть, кого любить и что делать? Кто в доме хозяин — мужчина или женщина? Есть ли вещи, над которыми нельзя шутить, или все границы только в нашей голове?
Чтобы узнать, что осталось за кадром, КиноПоиск встретился с Жако ван Дормелем.
«Новейший завет» — это, как и «Господин Никто», очень комплексный фильм, в нем много разных идей. Какая из них главная?
В первую очередь я хотел снять фильм не о религии, а о власти отца в семье, мужском авторитаризме. При этом, конечно, здесь есть связь с религией. В том смысле, что большинство религий базируется на страхе, правилах, законах, созданных мужчиной. В «Новейшем завете» речь не только о религии, но и об обществе, в котором мы живем, о роли женщины в этом обществе. Мы с Томасом Гюнцигом, соавтором сценария, решили взять за основу библейскую историю, но рассмотреть ее под другим углом. Все знают, что у Бога был сын, но что, если бы у него была и дочь тоже? А жена? Как изменился бы мир, если бы дочь Бога подняла бунт против отца? Нам хотелось показать, что это был бы совсем другой мир, где все основано не на страхе, а на любви. Послание, которое несет Эя, дочь Бога, означает: «Не бойтесь и любите того, кого хотите».
Получается, что религия в вашем фильме — это что-то вроде метафоры?
Не думаю, что образ Бога, который у людей в голове, совпадает с картиной, которую мы показали в фильме. Это комедия, одновременно являющаяся сказкой. Не более того.
Вы мужчина, но сняли феминистский фильм.
Да, ведь мужчины тоже могут разделять идеи феминизма. В «Новейшем завете» гендерное неравенство показано через отношения Бога с его женой. Бог занят карьерой, а место богини на кухне. Мне хотелось ответить на вопрос: а что бы произошло в этой семье, если бы муж утратил власть? Часто женщины даже не понимают, как велика их роль. Простой пример для размышления: если ребенок падает, он будет звать маму, а не папу. Это о многом говорит.
Как на ваш фильм отреагировала католическая церковь и европейские верующие?
В первую очередь могу сказать о реакции бельгийцев, французов и швейцарцев. И это была довольно позитивная реакция. На сайтах и в журналах религиозной направленности даже были статьи, где «Новейший завет» открыто хвалили, говорили о том, что он привлекает внимание к христианству, вызывает дискуссии о том, есть ли жизнь после смерти, какова роль женщин в обществе, в церкви. Ведь этот фильм вовсе не направлен против религии или верующих. Я сам вырос в католической семье, учился в католической школе, хорошо знаю Библию.
При этом в Бога вы не верите...
Нет. С детства меня смущала жестокость и авторитарность Бога, описанная в Ветхом Завете. Меня очень сильно впечатлила история Авраама, который, чтобы доказать любовь к Богу, должен был убить собственного сына. Я говорил себе: «Ну, это никуда не годится!» Вот бы кто-то его остановил, например дочь-подросток, которая за словом в карман не лезет.
В России есть закон, защищающий чувства верующих. Как вы думаете, «Новейший завет» может оскорбить чувства религиозных людей?
Я не ставил перед собой цель оскорбить чьи-либо чувства, я даже не собирался снимать провокационный фильм. Можно сказать так: я ничего не сделал, чтобы кого-то спровоцировать, но при этом ничего не сделал, чтобы не спровоцировать. Я просто создал сказку. Кстати, Бенуа Пульворд, который играет Бога, — верующий человек. Но Бог, которого он играет, — это не тот Бог, в которого он верит. «Новейший завет» — это комедийная сказка с религиозной подоплекой. Когда мы с Томасом начинали писать сценарий, в Париже проходили марши против гомосексуальных браков. Люди выходили на улицы с детьми, вели себя довольно агрессивно. Это было впечатляющее зрелище. Казалось, что принятие закона, разрешающего гей-браки, — это нечто из области фантастики. А когда мы монтировали фильм, расстреляли редакцию Charlie Hebdo. То есть фильм создавался между этими двумя событиями. И мы с нашей командой решили: нужно продолжать смеяться надо всем и вместе со всеми.
Почему Бог живет именно в Брюсселе?
Потому что я сам там живу. Мне кажется, это подходящее место для такого персонажа. Не в Венеции же ему селиться! Этот город порой совершенно безобразный, серый, холодный, дождливый. Это рай, который Бог из «Новейшего завета» создал для людей. При этом, если внимательно наблюдать за этим городом, в него влюбляешься. Я обожаю фотографировать Брюссель, снимать его на камеру. Так я признаюсь ему в любви.
Почему, на ваш взгляд, его так редко снимают? Ведь там немало киногеничных уголков.
Может быть, потому что он не слишком большой, а в архитектуре перемешано множество стилей. И люди здесь такие же, как дома. Они вечно не согласны друг с другом. Здесь все смешалось: языки, идеи, мысли. И мне это, кстати, нравится.
Это же ваш фирменный стиль — смешивать очень разные вещи. Насколько я знаю, даже при написании сценария вы помещаете все идеи на карточки, а потом их перемешиваете.
Да, но в этот раз все было по-другому. Я впервые писал сценарий в соавторстве. Мы с Томасом сидели в моем саду, много дискутировали, пытались друг друга рассмешить. Если было смешно нам, значит, это должно было рассмешить и нашего зрителя.
«Новейший завет» снят в очень необычной стилистике. Вы хотели подчеркнуть связь с Библией?
Да. Например, герои говорят поэтичным слогом, совсем не как в жизни. Даже дети употребляют слова, значение которых поймет не каждый. Связь с религией есть и в построении кадров: они симметричные, фронтальные, как церковная архитектура.
Обычно в начале фильма обозначается какой-то вопрос, а в конце зритель получает на него ответ. В этом фильме нет ответов, в каком-то смысле у него открытый финал. Мне хотелось подчеркнуть важность каждого кадра, как и важность каждого мгновения: его цвет, запахи, звуки. Имеет значение не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас. Эя, дочь Бога, совершает маленькие чудеса для людей, считая, что они созданы для счастья и любви, что человеческий дух слишком силен для того, чтобы запирать его в клетку. Проблема в том, что люди сами сажают себя в подобную клетку, думая, что обречены провести в ней остаток жизни. Дочь Бога показывает людям, что жизнь может быть совсем другой, а не такой, как в карточке, которая заведена на каждого и хранится в каталоге ее отца. Можно жить по собственным правилам, выбирать то, что хочешь и кого хочешь.
Как вам удалось заполучить Катрин Денёв? Ведь у нее довольно экзотическая роль.
Большая часть актеров, которые снялись в этом фильме, — мои давние друзья. Катрин Денёв — одна из немногих, кого я не знал раньше. Мы познакомились в то время, когда проходили марши против гей-браков во Франции. Она открыто высказывала свое мнение: никого не касается, с кем ты живешь. Нужно обладать большим мужеством, чтобы человеку ее уровня говорить такие вещи. Ведь она настоящая икона французского кино! Она с радостью согласилась сняться у меня, потому что эта роль хорошо иллюстрирует ее позицию: люби кого хочешь. Ее героиня выбирает гориллу, которая оказывается для этой женщины гораздо более нежным и внимательным партнером, чем собственный муж.
Вы сценарист и режиссер этого фильма, то есть тоже в некотором роде Бог. Есть ли в ленте что-то про вас?
Я живу, как некоторые герои, словно я бессмертен, будто впереди еще двести лет. Но периодически я себя одергиваю, напоминаю себе, что каждый день бесценен. Важно помнить, что жизнь конечна, все мы умрем. От таких мыслей возвращается вкус к жизни.
Хотели бы вы знать дату вашей смерти?
Ну уж нет!
Ваша героиня Эя считает, что у каждого человека есть внутренняя музыка. Какая музыка вас?
Мне очень нравится Джонни Митчелл, я ее слушаю с юности. Думаю, моя музыка — это что-то из Джонни Митчелл. Может быть, «River of blue».
«Новейший завет» в российском прокате с 12 ноября.