Жако ван Дормель: «В „Новейшем завете“ речь не только о религии»

Обсудить0

На российские экраны вышла провокационная комедия «Новейший завет» бельгийца Жако ван Дормеля. Автор «Господина Никто» снимает кино редко, но метко. На этот раз он создал многослойную сатирическую ленту, где в буквальном смысле покусился на святое. Чтобы узнать, что осталось за кадром, КиноПоиск встретился с режиссером.

Искусство требует жертв, поэтому просто смиритесь: Бог существует, и живет он в Брюсселе. Кстати, Бог (Бенуа Пульворд) — это вовсе не седовласый старец, восседающий на облаках, а мелкий пакостник в засаленном халате, управляющий миром посредством старого компьютера. У Бога есть сын, который, впрочем, давно ушел из дома, а также жена (Иоланда Моро), затюканная домохозяйка, и дочь-нонконформистка. Именно она находится в центре сюжета, решив уйти от деспотичного отца и помочь человечеству. Но напоследок шалит не по-детски: воспользовавшись компьютером Бога, рассылает людям СМС с датами их смерти.

Многообещающая завязка влечет за собой сложный и необычный сюжет, где есть не только люди и боги, но и их апостолы, причем один страннее другого. Например, человек, мечтающий убивать, девушка без руки, мальчик, который хочет стать девочкой, и женщина, влюбленная в гориллу (кстати, эту роль исполняет сама Катрин Денёв). Жако ван Дормель — бывший клоун, и в лучших традициях шутов и юродивых он прячет под комической маской серьезные и насущные проблемы. Должны ли мы жить по старым законам, или человек вправе выбирать, кем ему быть, кого любить и что делать? Кто в доме хозяин — мужчина или женщина? Есть ли вещи, над которыми нельзя шутить, или все границы только в нашей голове?

Чтобы узнать, что осталось за кадром, КиноПоиск встретился с Жако ван Дормелем.

Кадр из «Новейшего завета» Жако ван ДормеляКадр из «Новейшего завета» Жако ван Дормеля

«Новейший завет» — это, как и «Господин Никто», очень комплексный фильм, в нем много разных идей. Какая из них главная?

В первую очередь я хотел снять фильм не о религии, а о власти отца в семье, мужском авторитаризме. При этом, конечно, здесь есть связь с религией. В том смысле, что большинство религий базируется на страхе, правилах, законах, созданных мужчиной. В «Новейшем завете» речь не только о религии, но и об обществе, в котором мы живем, о роли женщины в этом обществе. Мы с Томасом Гюнцигом, соавтором сценария, решили взять за основу библейскую историю, но рассмотреть ее под другим углом. Все знают, что у Бога был сын, но что, если бы у него была и дочь тоже? А жена? Как изменился бы мир, если бы дочь Бога подняла бунт против отца? Нам хотелось показать, что это был бы совсем другой мир, где все основано не на страхе, а на любви. Послание, которое несет Эя, дочь Бога, означает: «Не бойтесь и любите того, кого хотите».

Получается, что религия в вашем фильме — это что-то вроде метафоры?

Не думаю, что образ Бога, который у людей в голове, совпадает с картиной, которую мы показали в фильме. Это комедия, одновременно являющаяся сказкой. Не более того.

Вы мужчина, но сняли феминистский фильм.

Да, ведь мужчины тоже могут разделять идеи феминизма. В «Новейшем завете» гендерное неравенство показано через отношения Бога с его женой. Бог занят карьерой, а место богини на кухне. Мне хотелось ответить на вопрос: а что бы произошло в этой семье, если бы муж утратил власть? Часто женщины даже не понимают, как велика их роль. Простой пример для размышления: если ребенок падает, он будет звать маму, а не папу. Это о многом говорит.

Кадр из «Новейшего завета» Жако ван ДормеляКадр из «Новейшего завета» Жако ван Дормеля

Как на ваш фильм отреагировала католическая церковь и европейские верующие?

В первую очередь могу сказать о реакции бельгийцев, французов и швейцарцев. И это была довольно позитивная реакция. На сайтах и в журналах религиозной направленности даже были статьи, где «Новейший завет» открыто хвалили, говорили о том, что он привлекает внимание к христианству, вызывает дискуссии о том, есть ли жизнь после смерти, какова роль женщин в обществе, в церкви. Ведь этот фильм вовсе не направлен против религии или верующих. Я сам вырос в католической семье, учился в католической школе, хорошо знаю Библию.

При этом в Бога вы не верите...

Нет. С детства меня смущала жестокость и авторитарность Бога, описанная в Ветхом Завете. Меня очень сильно впечатлила история Авраама, который, чтобы доказать любовь к Богу, должен был убить собственного сына. Я говорил себе: «Ну, это никуда не годится!» Вот бы кто-то его остановил, например дочь-подросток, которая за словом в карман не лезет.

В России есть закон, защищающий чувства верующих. Как вы думаете, «Новейший завет» может оскорбить чувства религиозных людей?

Я не ставил перед собой цель оскорбить чьи-либо чувства, я даже не собирался снимать провокационный фильм. Можно сказать так: я ничего не сделал, чтобы кого-то спровоцировать, но при этом ничего не сделал, чтобы не спровоцировать. Я просто создал сказку. Кстати, Бенуа Пульворд, который играет Бога, — верующий человек. Но Бог, которого он играет, — это не тот Бог, в которого он верит. «Новейший завет» — это комедийная сказка с религиозной подоплекой. Когда мы с Томасом начинали писать сценарий, в Париже проходили марши против гомосексуальных браков. Люди выходили на улицы с детьми, вели себя довольно агрессивно. Это было впечатляющее зрелище. Казалось, что принятие закона, разрешающего гей-браки, — это нечто из области фантастики. А когда мы монтировали фильм, расстреляли редакцию Charlie Hebdo. То есть фильм создавался между этими двумя событиями. И мы с нашей командой решили: нужно продолжать смеяться надо всем и вместе со всеми.

Почему Бог живет именно в Брюсселе?

Потому что я сам там живу. Мне кажется, это подходящее место для такого персонажа. Не в Венеции же ему селиться! Этот город порой совершенно безобразный, серый, холодный, дождливый. Это рай, который Бог из «Новейшего завета» создал для людей. При этом, если внимательно наблюдать за этим городом, в него влюбляешься. Я обожаю фотографировать Брюссель, снимать его на камеру. Так я признаюсь ему в любви.

Кадр из «Новейшего завета» Жако ван ДормеляКадр из «Новейшего завета» Жако ван Дормеля

Почему, на ваш взгляд, его так редко снимают? Ведь там немало киногеничных уголков.

Может быть, потому что он не слишком большой, а в архитектуре перемешано множество стилей. И люди здесь такие же, как дома. Они вечно не согласны друг с другом. Здесь все смешалось: языки, идеи, мысли. И мне это, кстати, нравится.

Это же ваш фирменный стиль — смешивать очень разные вещи. Насколько я знаю, даже при написании сценария вы помещаете все идеи на карточки, а потом их перемешиваете.

Да, но в этот раз все было по-другому. Я впервые писал сценарий в соавторстве. Мы с Томасом сидели в моем саду, много дискутировали, пытались друг друга рассмешить. Если было смешно нам, значит, это должно было рассмешить и нашего зрителя.

«Новейший завет» снят в очень необычной стилистике. Вы хотели подчеркнуть связь с Библией?

Да. Например, герои говорят поэтичным слогом, совсем не как в жизни. Даже дети употребляют слова, значение которых поймет не каждый. Связь с религией есть и в построении кадров: они симметричные, фронтальные, как церковная архитектура.

Кадр из «Новейшего завета» Жако ван ДормеляКадр из «Новейшего завета» Жако ван Дормеля

Обычно в начале фильма обозначается какой-то вопрос, а в конце зритель получает на него ответ. В этом фильме нет ответов, в каком-то смысле у него открытый финал. Мне хотелось подчеркнуть важность каждого кадра, как и важность каждого мгновения: его цвет, запахи, звуки. Имеет значение не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас. Эя, дочь Бога, совершает маленькие чудеса для людей, считая, что они созданы для счастья и любви, что человеческий дух слишком силен для того, чтобы запирать его в клетку. Проблема в том, что люди сами сажают себя в подобную клетку, думая, что обречены провести в ней остаток жизни. Дочь Бога показывает людям, что жизнь может быть совсем другой, а не такой, как в карточке, которая заведена на каждого и хранится в каталоге ее отца. Можно жить по собственным правилам, выбирать то, что хочешь и кого хочешь.

Как вам удалось заполучить Катрин Денёв? Ведь у нее довольно экзотическая роль.

Большая часть актеров, которые снялись в этом фильме, — мои давние друзья. Катрин Денёв — одна из немногих, кого я не знал раньше. Мы познакомились в то время, когда проходили марши против гей-браков во Франции. Она открыто высказывала свое мнение: никого не касается, с кем ты живешь. Нужно обладать большим мужеством, чтобы человеку ее уровня говорить такие вещи. Ведь она настоящая икона французского кино! Она с радостью согласилась сняться у меня, потому что эта роль хорошо иллюстрирует ее позицию: люби кого хочешь. Ее героиня выбирает гориллу, которая оказывается для этой женщины гораздо более нежным и внимательным партнером, чем собственный муж.

Вы сценарист и режиссер этого фильма, то есть тоже в некотором роде Бог. Есть ли в ленте что-то про вас?

Я живу, как некоторые герои, словно я бессмертен, будто впереди еще двести лет. Но периодически я себя одергиваю, напоминаю себе, что каждый день бесценен. Важно помнить, что жизнь конечна, все мы умрем. От таких мыслей возвращается вкус к жизни.

Хотели бы вы знать дату вашей смерти?

Ну уж нет!

Ваша героиня Эя считает, что у каждого человека есть внутренняя музыка. Какая музыка вас?

Мне очень нравится Джонни Митчелл, я ее слушаю с юности. Думаю, моя музыка — это что-то из Джонни Митчелл. Может быть, «River of blue».

«Новейший завет» в российском прокате с 12 ноября.

Смотрите также

19 февраля 201915
29 декабря 2015246
21 декабря 201579
1 октября 201536

Главное сегодня

Вчера3
Вчера4
Вчера5
21 декабря2
20 декабря18
21 декабря4
21 декабря1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации