Портрет художника в юности: Любимые фильмы Квентина Тарантино

Обсудить0

Квентин Тарантино известен своими эклектичными кинематографическими пристрастиями. В честь выхода новой ленты режиссера — картины «Джанго освобожденный» — КиноПоиск вник в различные подборки фильмов, любимых постановщиком, и выделил среди них самое главное.

Списки любимых фильмов Квентина Тарантино — отдельный пункт его творческой биографии. Некоторые ленты, туда вошедшие, пользуются вниманием публики исключительно по той причине, что их уважает автор «Криминального чтива». Уникальность различных топов именно этого режиссера примечательна тем, что из включенных в них картин можно понять не только общую повествовательную интонацию, взятую постановщиком, но и высмотреть отдельные детали, сюжетные элементы и реплики, которые Квентин в дальнейшем беззастенчиво использует в собственных творениях.

Свои перечни любимых лент Тарантино озвучивал различным изданиям не раз, последний вариант датируется 2012 годом и составлен для Sight and Sound. Некоторые фильмы кочуют из списка в список, другие бесследно пропадают, а отдельные неожиданно возникают. Но тенденция в основном одна: автор «Бешеных псов» страшно любит кино 1970-х — периода, на который пришлось его становление, времени, когда в ходу был кинематограф, во многом сформировавший режиссерский почерк Тарантино. Кроме того, Квентин не стесняется признаваться в любви одновременно общепризнанным шедеврам и совсем скромным жанровым работам.

В честь выхода новой и очень характерной для постановщика ленты «Джанго освобожденный» КиноПоиск вник в различные подборки фильмов, любимых режиссером, и выделил среди них очевидную классику, малоизвестные образцы и основные направления (в эту категорию в основном вошли жанрово схожие картины, редко появлявшиеся в списках либо часто проскальзывавшие в интервью), ценимые постановщиком.

ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА

1) «РИО БРАВО» (1959)

Важный вестерн Ховарда Хоукса, повествующий о противостоянии стражей правопорядка (во главе с Джоном Уэйном) и банды, жаждущей освободить соратника, был снят в пику триумфальной работе Фреда Циннемана «Ровно в полдень», посвященной борьбе одиночки. Обе ленты давно стали неоспоримой классикой. Впрочем, картина Хоукса во всевозможных списках лучших всегда обгоняла фильм с Гари Купером. Среди поклонников «Рио Браво» числится и Тарантино, неизменно ставящий вестерн на второе место в своих перечнях. Однако в 2012 году из его списка, составленного для журнала Sight & Sound, картина все же вылетела.

2) «ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ» (1966)

Спагетти-вестерны — одно из основных эстетических увлечений Тарантино, а Леоне находится в числе главных из чтимых им авторов. «Хороший, плохой, злой» — самая известная картина итальянца, которую Квентин регулярно восхваляет в интервью и никогда не убирает из списков любимого.

3) «ТАКСИСТ» (1975)

«Таксист» напрямую цитируется Тарантино в «Бешеных псах», где режиссер уводит взгляд камеры от сцены с отрезанием уха, тогда как в картине Скорсезе похожий момент происходит в эпизоде со звонком Трэвиса Бикла. Тарантино уважает Скорсезе не меньше Леоне: помимо «Таксиста» он обожает «Злые улицы», да и вступление «Бешеных псов» по манере съемки напоминает многочисленные ресторанные эпизоды из «Алиса здесь больше не живет».

4) «КЭРРИ» (1976)

Влияние Брайана де Пальмы очевидно в фильмах Тарантино. Длинные планы, которые постоянно использует режиссер, Тарантино пробует и в «Бешеных псах» (мистер Блондин идет к машине за канистрой), в «Криминальном чтиве» (сцена в кафе и проход Бутча к дому), «Убить Билла» (героиня Дэрил Ханны идет к палате, где лежит Ума Турман) и много где еще. В «Билле» Квентин также задействует и полиэкранию — еще один фирменный прием де Пальмы. Помимо «Кэрри», создатель «Джеки Браун» ценит «Прокол» 1981 года (он входил не в один его список, в том числе для журнала Empire). Во многом эту ленту Тарантино приводит в пример, когда говорит о драматических способностях Джона Траволты, по-новому раскрытых им в «Криминальном чтиве». Желание снять именно Траволту было подхлестнуто тем, что Тарантино ценил его ранние ленты, в то время как на момент съемок «Чтива» карьера звезды «Лихорадки субботнего вечера» практически рухнула, в результате чего он был вынужден снизойти до съемок в очередном нелепом сиквеле когда-то успешной комедии «Уж кто бы говорил».

5) «ЧЕЛЮСТИ» (1975)

Эпохальный триллер Стивена Спилберга режиссер ставит в один ряд с «Таксистом» и «Кэрри», называя данные ленты великими образцами «крутого кино». Несмотря на очевидность такого выбора, Тарантино ценит ранние фильмы Спилберга за эстетику 1970-х и принадлежность режиссера к американской «новой волне», наложившей свой отпечаток на все картины Квентина.

6) «АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ» (1979)

Беспрецедентный военный шедевр Френсиса Форда Копполы никогда не вылетает из тарантиновских топов. Вдобавок с лентой 1979 года режиссер сравнил своего «Убить Билла»: сцена с резней в «Доме голубых листьев» для Тарантино как собственный эпизод с копполовской вертолетной атакой.

7) «ПОД КАЙФОМ И В СМЯТЕНИИ» (1993)

Ретродрама Ричарда Линклейтера снискала культовую популярность на родине и без посредничества Тарантино, тем не менее режиссер чтит «Под кайфом и в смятении» за ностальгическое мироощущение и тщательное воспроизведение духа 1970-х, называя его лучшим тусовочным фильмом всех времен.

МАЛОИЗВЕДАННЫЕ ПРИСТРАСТИЯ

1) «ХОРОШЕНЬКИЕ ДЕВУШКИ, СТАНЬТЕ В РЯД» (1971)

Первый американский фильм француза Роже ВадимаБарбарелла» снималась на европейские деньги) представляет собой смесь триллера и эротической комедии. Причем автором сценария картины был создатель сериала «Звездный путь» Джин Родденберри.

Строгий юноша Леон (Джон Дэвид Карсон) едет на мотороллере в школу и раздевает глазами девушек, будто нарочно дразнящих своими формами и открытыми нарядами. В школе, где его окружают сплошь старшеклассницы, парню становится только хуже. Пытаясь унять одолевающую эрекцию, Леон идет в мужской туалет, где обнаруживает в соседней кабинке труп убитой чирлидерши. Справиться с этим расследованием будет тяжело, ведь местный полисмен (Кинен Уинн) и директор школы (Родди МакДауэлл) похожи на идиотов, а более-менее здравомыслящими людьми выглядят лишь следователь (Телли Савалас) и тренер футбольной команды (Рок Хадсон), ведающий психологическими занятиями и поощряющий романы с ученицами.

2) «НЕСНОСНЫЕ МЕДВЕДИ» (1976)

Эта обаятельная комедия Майкла Ритчи была хитом и даже породила два сиквела и ремейк с Билли Бобом Торнтоном. Оригинальная лента с Уолтером Мэттау довольно строга по форме, приятно отображает дух времени и остроумна, а ее фабула копировалась множество раз.

Моррис Баттермейкер променял игру в средней бейсбольной лиге на регулярные попойки и чистку бассейнов. Богатый папаша одного из местных ребятишек нанимает Баттермейкера тренировать юниорскую бейсбольную команду «Медведи», состоящую из разношерстных детишек, одинаковых лишь в своей бездарности по отношению к упомянутой игре. Поможет Моррису дочь его бывшей подруги Аманда (Татум О’Нил).

3) «КОЛДУН» (1977)

Ремейк Уильямом Фридкиным классики Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх», при съемках истребовавший немало усилий и виновный в крахе карьеры создателя «Изгоняющего дьявола». Тарантино не первый, кто предпочитает оригинальной ленте американскую версию. «Колдуна» поддерживает и Стивен Кинг. Фридкин традиционно снял жесткое и очень мужское кино, а также серьезно расширил предысторию персонажей, отчего первая половина ленты смотрится как убедительная криминальная новелла.

4) «ГРЕМЯЩИЙ ГРОМ» (1977)

Недооцененный мастер триллеров Джон Флинн поставил в конце 1970-х по сценарию Пола Шредера фильм «Гремящий гром», пылким фанатом которого значится Тарантино, когда-то даже назвавший в честь ленты подконтрольную компанию, специализировавшуюся на дистрибуции обскурного жанрового кино, но впоследствии, увы, обанкротившуюся. За исключением эссенции кинематографического духа того времени, трудно понять, чем фильм настолько пленил будущего режиссера, хотя «Гремящий гром» — это, как и другие ленты Флинна, все равно качественный триллер.

В круговороте повествования находится ветеран Чарльз Рейни (Уильям Дивэйн), вернувшийся из вьетнамского пекла и в результате нападения лишившийся семьи и правой кисти, вместо которой теперь у него на руке красуется крюк, впоследствии способный немало помочь в деле отмщения. Второстепенную роль друга и соратника героя играет Томми Ли Джонс.

5) «ВСЕ РЕШАЕТСЯ В СРЕДУ» (1979)

Голливудский бунтарь и радикал Джон Милиус в ленте «Все решается в среду» рассказал о серферской прослойке, сделав из картины нечто среднее между «Вальсирующими» (раскрепощенность героев), «Американскими граффити» (ностальгическая составляющая) и «Беспечным ездоком» (дух свободы). Искренняя, чудесно снятая, зрелищная (эпизоды катания на волнах до сих пор выглядят достаточно эффектно), эта лента многие годы восхищает Тарантино, который, как ни странно, терпеть не может серферов. «Они не заслуживают такого фильма», — прокомментировал он как-то выбор этой картины.

6) «ВСЕ ОНИ СМЕЯЛИСЬ» (1981)

Разгромленная в год выхода мелодраматическая комедия Питера Богдановича «Все они смеялись», повествующая о неожиданных романтических переживаниях работников сыскного агентства, вогнала последний гвоздь в крышку гроба американской «новой волны». Вдобавок у ленты возникли сложности со студией, когда еще до релиза картины была убита игравшая в фильме актриса и модель Дороти Страттен (в ее гибели не в последнюю очередь виноват Богданович, завязавший со звездой картины роман, стоивший ей жизни из-за супруга-ревнивца). Сам же режиссер назвал ленту одной из двух своих работ (другая — «Святой Джек»), которые провалились незаслуженно и во многом по вине студий. Признание пришло к картине гораздо позже. Тарантино называл фильм в числе любимых еще в середине 1990-х, а эстетика здешних уличных сцен (Богданович всегда умел снимать размашисто даже при смехотворных бюджетах) позднее отобразилась в «Джеки Браун». Уже в новом веке Квентин пригласит своего старшего коллегу в «Убить Билла» на голосовую роль диджея. Точно так же радиоведущего Богданович озвучивал как раз в рассматриваемой ленте.

7) «ФАНДАНГО» (1985)

Тарантино был поклонником данной картины еще в момент ее выхода: «Это один из лучших режиссерских дебютов в истории кино, я пять раз смотрел его в кинотеатре, а ведь он шел в прокате всего одну гребаную неделю». К счастью, провал «Фанданго» не поставил крест на карьере режиссера Кевина Рейнольдса и начинающего актера Кевина Костнера, исполнившего центральную роль. Это изящное и насыщенное событиями ностальгическое роуд-муви о прощальном фанданго пятерых университетских выпускников перед грядущей военной службой произросло из рейнольдсовской же короткометражки «Доказательство», замеченной Стивеном Спилбергом. Создатель «Челюстей» помог выбить бюджет на полный метр, но в американском прокате лента собрала меньше ста тысяч долларов.

ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

АЗИАТСКОЕ ЖАНРОВОЕ КИНО

Увлечение Тарантино жанровым азиатским кинематографом в полной мере было отображено в «Убить Билла», хотя просматривалось оно еще в «Бешеных псах», где персонажи были сплошь одеты в смокинги, что являлось отсылкой к сиквелу «Светлого будущего» Джона Ву. Среди тех лент, что напрямую фигурировали в списках, есть одно из самых популярных творений студии Shaw Brothers — «Пять пальцев смерти».

БЛЭКСПЛОТЕЙШН

Тарантино всегда был большим поклонником блэксплотейшнов — временами простецких, но невероятно стильных картин, ориентированных на чернокожих зрителей. Особенно он любит «Коффи» с Пэм Гриер. Эту актрису Квентин пригласит в посвящение блэксплотейшнам «Джеки Браун» (в основе которого роман Элмора Леонарда «Ромовый пунш»). Другая звезда «Коффи», актер Сид Хэйг регулярно появлялся в картинах Тарантино и должен был сыграть в «Джанго освобожденном», но выбыл из проекта.

ВЕСТЕРНЫ

Помимо итальянских спагетти-вестернов, Тарантино предпочитает и ревизионистские американские образцы: фильмы Сэма Пекинпы (особенно Квентин выделяет одну из лучших работ американского бунтаря — картину «Дикая банда») и Роберта Олтмена (его выбор — «МакКейб и миссис Миллер»).

ВОЕННЫЕ БОЕВИКИ

Тарантино не особо жалует серьезные военные картины, зато без ума от приключенческих фильмов на подобную тематику. Фаворит кинематографиста — «Великий побег» Джона Стерджесса. Вторая знаковая для него картина из стилистически близких — «Там, где гнездятся орлы» Брайана Хаттона. Ее Квентин называет любимой из серии «парни на задании». Когда-то он признался, что обязательно хочет снять кино на аналогичный сюжет — таким проектом оказались «Бесславные ублюдки».

КЛАССИЧЕСКИЕ ГОЛЛИВУДСКИЕ КОМЕДИИ

В списках любимых лент Тарантино то и дело мелькают классические комедии 1930-1940-х. Самая стойкая из них — «Его девушка Пятница» мастодонта золотого века Голливуда Ховарда Хоукса. Это одна из тех лент (остальные — «Таксист» и «Рио Браво»), которые Тарантино считает незаменимыми. Также в разное время среди фаворитов режиссера мелькали такие картины, как «Только ваш» Престона Стерджесса, «Воспитание крошки» того же Хоукса, фильмы об Эбботе и Костелло, а еще и «Привет, Диддл, Диддл» ныне забытого режиссера Эндрю Л. Стоуна.

ФРАНЦУЗСКАЯ «НОВАЯ ВОЛНА»

Годар, Трюффо, Шаброль — кумиры юного Тарантино, регулярно смотревшего их фильмы еще в видеопрокате и даже пытавшегося устраивать там тематические уик-энды французской «новой волны». Похоже, что именно у Годара Квентин явно научился технике заимствований и кросс-культурных иллюзий. Созданную совместно с Лоуренсом Бендером продюсерскую компанию A Band Apart он назвал в честь годаровского фильма. Помимо этого, Тарантино любит, конечно же, «На последнем дыхании» и особенно его американский ремейк, осуществленный Джимом МакБрайдом, кое-какие элементы которого перекочевали в «Криминальное чтиво».

СЛЭШЕРЫ

Фильмы ужасов о похождениях кровожадных маньяков, методично истребляющих своих жертв, тоже являются предметом немалой любви кинематографиста. Помимо повлиявших на них итальянских джалло (Квентин, как мы помним, без ума от итальянского жанрового кино), среди фаворитов Тарантино такие ленты, как «Хэллоуин» Джона Карпентера и «Незнакомец» Джозефа Зито.

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ КИНО

Низкосортные боевики, триллеры, вестерны, хорроры, эротические опусы, ленты о байкерах, автомобилистах, пляжное кино — порой откровенно примитивные, зато часто отменно снятые фильмы и пытающиеся угодить своей аудитории самыми лобовыми методами — именно подобные картины составляют корпус эксплуатационного кино, серьезно повлиявшего на Тарантино. Вместе с Робертом Родригесом он в 2007-м выпустил посвященный этой ветви мирового кино грандиозный двухчастный проект «Грайндхаус» — провальный коммерчески (в основном из-за того, что широкая публика, не считая американцев, выросших в 1970-е, плохо знакома с исходными образцами, под которые стилизован фильм), зато успешный у критиков.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 марта7
15 марта6
9 февраля19
25 января135

Главное сегодня

Сегодня1
Сегодня, 10:561
Сегодня1
Сегодня3
2 часа назад0
Вчера0
Вчера9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации